Posted 7 августа 2014,, 20:00

Published 7 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

Миссия невыполнима

Миссия невыполнима

7 августа 2014, 20:00
Участники молодежной экспедиции Misija Sibiras («Миссия Сибирь»), в течение двух недель занимавшиеся в Красноярске приведением в порядок могил сосланных при Сталине литовцев, заявили, что стали... орудием в руках коварной российской пропаганды. Все дело в том, что красноярская тележурналистка, видимо, не слишком сведущ

Главной целью проекта «Миссия Сибирь», финансируемого из государственного бюджета республики, является приведение в порядок могил ссыльных литовцев, увековечивание памяти о литовских кладбищах в уже исчезнувших деревнях, а также информирование местного населения о том, что литовцы не забывают о дорогих для своего народа местах и заботятся о них. В этом году в Казачинском районе Красноярского края работала молодежная группа из 15 человек, которым пришлось сделать 60-километровый переход для того, чтобы попасть в отдаленные друг от друга деревни, где когда-то отбывали в ссылке и были захоронены литовцы. Состояние многих захоронений, особенно тех, что затеряны глубоко в тайге, далеко от удовлетворительного – кресты повалились и сгнили, к тому же с того момента, как прибалтийские ссыльные были реабилитированы и уехали из этих мест, прошло уже более полувека.

В 1989 году в Красноярском крае проживали около 20 тысяч литовцев, сейчас же их осталось несколько тысяч. Первые массовые депортации в Красноярский край начались в 1941 году, а в 1948 году одновременно в Красноярск была вывезена почти 21 тысяча литовцев. В Казачинском районе, где в этом году работали участники экспедиции «Миссия Сибирь», было поселено более 2 тысяч литовцев.

Тем не менее похороненные где-то в красноярской тайге литовские ссыльные (многие из которых, кстати, активно помогали воевавшим против Советов «лесным братьям») в репортаже местного телевидения внезапно стали героями Великой Отечественной войны, а вся экспедиция превратилась в группу туристов, посвятивших свой отпуск уходу за могилами павших в годы войны. В Литве в один голос утверждают, что налицо «элемент пропагандистской войны», в которой «главным методом является манипулирование фактами». Досталось и руководителю экспедиции, которого обвинили в недостаточном владении русским языком для общения с российской прессой.

Сейчас руководитель группы Арнольдас Фокас опровергает приписанные ему слова о том, что уже в ближайшем будущем будет создана совместная российско-литовская экспедиция, которая (уже не в красноярской тайге, но в странах Восточной и Центральной Европы) будет восстанавливать заброшенные могилы советским воинам, павшим в битве с «коричневой чумой». По его словам, в интервью он сказал лишь о том, что литовцы чтут память как павших за свободу Литвы (кто имеется в виду – понимай как хочешь), так и своих ссыльных, и что «русские также приезжают в Литву» для того, чтобы приводить в порядок «свои» могилы.

И действительно, память об историческом прошлом в нынешней Литве чтут. Правда, об особенном прошлом. Скажем, в местечке Обеляй (Рокишкский район) недавно восстановлен памятник «партизанам, павшим в борьбе с большевиками» летом 1941 года. Бетонный памятник (3 метра в высоту, 8 метров в длину) был установлен на местном кладбище еще при гитлеровцах осенью 1941 года. В центре мемориала – барельеф Христа, по обе стороны от него – изображения литовских солдат в касках и латинская надпись «Requiescat in pace» («Да упокоятся в мире»). Еще одна надпись на литовском гласит: «Вечной памяти партизан, павших в борьбе с большевиками в 1941 году за свободу, литовец склоняет голову. 15.Х.1941». Интересно, что памятник простоял в Обеляй до середины 1960-х годов, после чего был демонтирован. Уж с очень мрачной страницей литовской истории он ассоциировался.

Незадолго до начала войны при прямой поддержке германского абвера в Литве был создан «Фронт литовских активистов» (Lietuviu aktyvistu frontas, сокращенно LAF). Главными задачами LAF были восстание против большевиков и истребление евреев, для чего из Германии для них поступали деньги и оружие.

В течение нескольких летних месяцев боевики LAF (по своей инициативе и с одобрения немцев) начали массовое истребление литовских евреев. Уже в июле 1941 года в деревне Вижуона Рокишкской волости и в лесу Степоняй в Жебишкской волости они перебили 460 мирных жителей. Еще один массовый расстрел состоялся 25 августа 1941 года в деревне Диделишкес Обеляйской волости, где были убиты 1600 мирных жителей. Самой массовой была казнь 15–16 августа в лесу Вяльнедобес, когда было истреблено 3208 человек. По воспоминаниям одного из свидетелей, «евреи должны были прыгать вниз в трехметровый ров, перед этим раздевшись по пояс: в них стреляли расхаживавшие вокруг рва вооруженные мужчины, которые были все в крови своих жертв. Женщины кричали, плакали. Собрались также окрестные жители. Вначале они были довольны происходящим, однако потом тоже начали кричать от ужаса». Тем не менее в сегодняшней Литве об этих фактах предпочитают умалчивать. Поэтому господину Фокасу еще долго придется оправдываться за опрометчиво приписанные ему слова.

"