Posted 7 июля 2015,, 21:00

Published 7 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Месть Европы

7 июля 2015, 21:00
Вчера греческий премьер Алексис Ципрас должен был представить на саммите еврозоны новые предложения своей страны для кредиторов. Между тем начинают сбываться мрачные прогнозы пессимистов, предсказывавших, что, если греки скажут на референдуме «нет» условиям кредиторов, то те сильно на них обидятся.

Несмотря на то что лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд формально высказались за продолжение переговоров с Афинами, первые последствия воскресного референдума начали появляться уже на следующий день. Греков ударили по самому больному месту – денежному. В понедельник глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги отказался увеличивать помощь греческим банкам. Плохая новость пришла и из Вашингтона: Международный валютный фонд (МВФ) приостанавливает выдачу Греции дальнейших кредитов в связи с невыплатой долга в полутора миллиардов евро.

За последние пять лет неоднократно опровергалась расхожая поговорка о том, что в Греции есть все. В годы кризиса у греков нередко заканчивались деньги, но такой катастрофической ситуации, как сейчас, еще не было.

Вчера, как и следовало ожидать, на неопределенный срок были продлены банковские каникулы. Одни говорят, что до четверга или пятницы, другие – что минимум еще на неделю. Правы скорее всего окажутся пессимисты, потому что ЕЦБ решил ничего не менять в Программе экстренного предоставления ликвидности (ELA) финансовым организациям Греции, которая оценивается примерно в 89 млрд. евро.

Минфин Греции вместо подавшего в отставку Яниса Варуфакиса с понедельника возглавляет еще один «марксист» – Эвклид Цакалотос. По информации Bloomberg, новый министр срочно попросил у Марио Драги дополнительные 3 млрд. евро, но получил отказ. Судя по всему, не помог и звонок главе ЕЦБ и премьер-министра Ципраса – наличность в греческих банках почти на нуле. Это значит, что очереди у банкоматов, выдающих 60 евро в одни руки в день, рассосутся еще нескоро. Правда, толпы собираются далеко не у всех банкоматов, потому что во многих просто закончились деньги и пополнить их нечем.

Можно говорить, что греки начали пожинать плоды воскресного голосования. ЕЦБ начал первым закручивать гайки. Возможно, в преддверии собственных расчетов с Афинами. Греческое правительство должно перечислить главному европейскому банку через две недели 3,5 млрд. евро. Таких денег, как, впрочем, и других, в греческой казне нет.

Оптимизм греческого руководства, судя по всему, оказался неоправдан. Алексис Ципрас в воскресенье вечером заявлял, что уже в понедельник возобновятся переговоры с кредиторами, на которые греческая делегация приедет вооруженная результатами референдума. Однако Еврокомиссия, похоже, не торопится с возобновлением переговоров. Очевидно, в Брюсселе хотят сначала ознакомиться с новыми предложениями Ципраса, который накануне референдума вроде бы принял все условия кредиторов, кроме трех. Решение Еврокомиссии хоть и жесткое, но тактически, конечно, вполне оправданное. Время сейчас работает на Брюссель, а не на Афины. Чем дольше греки будут оставаться без наличности, тем покладистее они будут себя вести на переговорах.

Еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил в интервью немецкой газете Bild, что греческому правительству для того, чтобы выплачивать зарплаты госслужащим, пенсии и оплачивать текущие счета, возможно, придется приступить к печатанию долговых расписок. Несмотря на то что теоретически подобная квазивалюта может находиться в обращении параллельно с евро, это вполне может стать формальным поводом попросить Афины уйти из еврозоны.

Рассчитывать в этой ситуации на Международный валютный фонд Афинам тоже особо не стоит. Его глава Кристин Лагард сообщила Алексису Ципрасу в телефонном разговоре, что подведомственная ей организация больше не сможет кредитовать Грецию. Обещанная в случае необходимости «техническая помощь» МВФ будет чисто символической поддержкой: фактически греки брошены на произвол судьбы.

"