Posted 7 июля 2015,, 21:00

Published 7 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Иранский эндшпиль

Иранский эндшпиль

7 июля 2015, 21:00
В венском дворце Кобург возобновились переговоры по иранской ядерной программе. Всего неделю назад именно вторник, 7 июля, был назначен очередным «последним сроком» подписания окончательного соглашения, но документ вчера так и не был подписан. Дедлайн сдвинут еще на несколько дней. Несмотря на то, что пока не достигнут

Судя по информации, поступающей из Вены, хотя и очень медленно, но все же приближается окончание более чем десятилетней эпопеи под названием «Соглашение по ядерной программе Ирана». Вчера «благополучно» миновал очередной, уже трудно сказать какой по счету дедлайн подписания окончательного соглашения. Только за шесть месяцев этого года «последние» сроки срывались четыре раза. Стороны говорят, что даты для них не самоцель и что «хорошее» соглашение важнее желания во что бы то ни стало уложиться в намеченный срок.

Несмотря на срыв дедлайна, участники переговоров между Исламской республикой Иран (ИРИ) и шестеркой ядерных держав (Россией, Китаем, США, Великобританией, Францией и Германией) полны оптимизма. Стороны согласны в том, что еще никогда за все время переговоров они не были так близки к их завершению.

Однако для того чтобы превратить оптимистичные ожидания в осязаемый результат, необходимо еще немало сделать. Сходясь в вере в возможность достижения окончательного результата, стороны расходятся по ряду спорных вопросов, главным из которых, пожалуй, сейчас является снятие санкций с Ирана.

На ИРИ наложены три вида санкций: ООН, США и ЕС. Тегеран требует, чтобы все санкции ООН были сняты немедленно после подписания соглашения.

Сохраняются разногласия и относительно сроков снятия – полного или частичного – и двух других типов санкций. В Вашингтоне и Брюсселе хотят как можно дольше сохранить возможность оказания давления на Тегеран, если возникнут какие-то проблемы. Еще одним серьезным разногласием является снятие эмбарго на продажи Ирану оружия. Американцы и европейцы выступают против, потому что это, по их мнению, только ухудшит ситуацию в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене. Свою позицию Запад объясняет тем, что иранцы будут вооружать шиитскую милицию в этих странах, что только поспособствует эскалации напряженности.

Россия и Китай, которые как раз и продают оружие Тегерану, со своей стороны, тихо, но твердо продавливают снятие эмбарго на поставки в ИРИ вооружений и военной техники.

Пока не очень ясна и процедура проверки исполнения Ираном условий грядущего соглашения. Тегеран согласился допускать международных наблюдателей на гражданские объекты, если у них возникнут какие-то сомнения или вопросы. Однако иранские власти выступили категорически против допуска инспекторов на военные объекты.

Госсекретарь США Джон Керри уговаривает иранскую делегацию во главе с главой МИД ИРИ Джавадом Зарифом подписать соглашение в среду, 8 июля, чтобы текст соглашения можно было уже 9 июля представить Конгрессу США на утверждение. Если соглашение будет подписано позднее, то из-за летних каникул срок его рассмотрения законодателями автоматически увеличится вдвое: с 30 до 60 дней. Иранская сторона хорошо понимает, что время поджимает, и использует его дефицит для того, чтобы выторговать более выгодные условия.

В то же время о том, что и Тегеран стремится к соглашению, говорят отдельные сообщения, приходящие из ИРИ. Естественно, простые иранцы с нетерпением ждут этого момента, потому что соглашение будет означать снятие санкций и постепенное улучшение их жизни. Но сейчас, похоже, хотят поставить точку в явно затянувшемся процессе и иранские консерваторы, всегда требовавшие не идти ни на какие уступки Западу.

Шестой канал национального телевидения Ирана считается наиболее популярным, потому что его сигналы доходят до самых отдаленных уголков страны. Известно, что он контролируется иранскими консерваторами и духовенством. Однако и Шестой телеканал на этой неделе объяснял простым иранцам, что подписание соглашения оправдано, потому что, дескать, на уступки пошел не Тегеран, а Вашингтон. Один из дикторов так и заявил: «Все дело в том, что соглашение нужно Обаме больше, чем нам».

На самом деле соглашение по ядерной программе Ирана станет одним из немногих плюсов в деятельности главы внешнеполитического ведомства Америки. Да и президент Обама сможет занести его себе в актив и хоть как-то оправдать вручение Нобелевской премии мира, которую ему в самом начале его первого президентского срока выдали, как многие считают, авансом.

"