Posted 5 ноября 2012,, 20:00

Published 5 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

В неоплатном долгу

5 ноября 2012, 20:00
Завтра в Лондон приезжает канцлер ФРГ Ангела Меркель. Главное место на ее переговорах с британским премьером Дэвидом Кэмероном займет бюджет Евросоюза на 2014 – 2020 годы. Его принятию будет посвящен следующий саммит ЕС. Встреча, которая пройдет в Брюсселе 22–23 ноября, обещает быть жаркой. Так, восточноевропейские гос

Предполагаемый размер бюджета – 1,033 трлн. евро. По сравнению с прошлым годом он вырос на 5%. Как и раньше, главной статьей бюджета являются расходы на сельское хозяйство. Они составляют 36% от всех расходных статей. Вторая по размерам статья – структурные региональные фонды, в основном помогающие слаборазвитым членам ЕС. Ангела Меркель встречалась на прошлой неделе с ирландским премьером Эндой Кенни. В совместном коммюнике по итогам переговоров руководители Ирландии и Германии заявили, что предпримут всё для принятия бюджета ЕС на семь лет.

За принятие главного финансового документа выступают все 27 членов, Еврокомиссия и Европарламент. Но все они видят бюджет по-разному и хотят, чтобы был принят именно их вариант. Еврокомиссия и Европарламент настаивают на увеличении бюджета. Среди членов Евросоюза мнения разделились. Меньшая часть, включающая такие крупные государства, как Великобритания, выступают за сокращение предложенного Еврокомиссией бюджета или хотя бы замораживание его. Другие – Юг Европы, наиболее сильно страдающий от кризиса, и Восток континента вместе с Центром обеими руками поддерживают Брюссель и требуют принятия увеличенного бюджета.

Доводы противников и сторонников проекта бюджета предельно просты. Из 27 членов Евросоюза 12 являются донорами, то есть перечисляют Брюсселю значительно больше, чем получают взамен в виде различных субсидий и выплат. Естественно, «кормильцы» хотят платить меньше в то время, как практически вся Европа экономит и сокращает расходы. Остальные страны объединенной Европы, и в первую очередь бывшие соцстраны Восточной и Центральной Европы, получают от ЕС гораздо больше, чем вносят. Как нетрудно догадаться, они категорически против каких-либо сокращений. Даже Польша – наиболее развитая из восточноевропейских стран – солидарна с Еврокомиссией и будет голосовать через две недели за ее проект, потому что рассчитывает получить в течение семи лет порядка 80 млрд. евро. Эти деньги Польше, конечно же, очень пригодятся. А для южных стран, находящихся на грани дефолта, таких, как Греция и Испания, помощь Брюсселя – вообще вопрос жизни и смерти.

На сторону Западной Европы встал председательствующий сейчас в ЕС на ротационной основе Кипр. Остров Афродиты предлагает урезать проект бюджета на 50 млрд. евро. Впрочем, предложение Никосии было быстро отвергнуто Брюсселем. В Еврокомиссии объяснили, что сокращение бюджета негативно скажется на борьбе с кризисом и на усилиях, предпринимаемых Евросоюзом по росту экономики. По словам пресс-секретаря Еврокомиссии Оливье Байлли, проект финансового документа станет «действенным орудием для роста экономики и увеличения числа рабочих мест».

К числу наиболее решительных противников проекта бюджета Еврокомиссии относятся Швеция и Великобритания. Шведы в лице Биргитты Ольсон, министра по сотрудничеству с Европой, тоже раскритиковали предложение Никосии. Только в отличие от Брюсселя его в Стокгольме считают не чересчур радикальным, а слишком мягким. Швеция выступает за сокращение бюджета на 150 млрд. евро. Лондон регулярно подчеркивает, что находится в объединенной Европе на особом положении, держится особняком и постоянно угрожает воспользоваться своим правом вето. Дэвид Кэмерон требует заморозить расходы нового бюджета на уровне старого, что приведет к сокращению на 105 млрд. евро. Свою позицию в Лондоне объясняют тем, что им сейчас очень тяжело и приходится экономить на всем. В прошлом году британцы внесли в казну ЕС 7,25 млрд. евро, а получили 3,56 млрд.

Накануне саммита обсудить бюджет соберутся министры финансов членов ЕС. Скорее всего, окончательный текст бюджета будет представлять собой компромиссный вариант, и его примут непосредственно перед саммитом.

"