Posted 5 августа 2007,, 20:00

Published 5 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:24

Updated 8 марта, 08:24

Война «Мирами»

5 августа 2007, 20:00
На минувшей неделе российские глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» успешно погрузились на дно океана в районе Северного полюса и оставили там титановую капсулу с российским флагом. Российский МИД представляет эту акцию как исключительно научную. Но в странах, претендующих на свою долю «арктического пирога», – Дании

Глава юридической службы МИД Дании Петер Таксо-Енсен на этот раз был не особо дипломатичен: «Флаг на дне может восприниматься как политическое действие, поскольку это привлекает внимание СМИ, в то же время российская акция бессмысленна с юридической точки зрения, и Дания продолжит настаивать на своем праве обладать теми же территориями», – именно такой была его первая реакция на сообщения об успехе российских «Миров».

В Осло лишь отметили, что арктические притязания России и Норвегии не пересекаются в районе полюса в силу геологических причин (континентальные шельфы двух стран там не сходятся, пока спор между Норвегией и Россией идет лишь о части Баренцева моря. – «НИ»), но подобные акции не приводят к геополитическим победам.

Куда жестче высказались по поводу российского глубоководного рекорда США и Канада. Вашингтон не может предъявить научно обоснованных прав на территории в районе Северного полюса, но оставляет за собой право играть «не по правилам», отказавшись подписать Конвенцию ООН по морскому праву. Потому что присоединение к ней, по мнению Вашингтона, ущемит американские интересы на севере. «Россия могла бы поместить на дне металлический или резиновый флажок, даже растянуть там простыню, не говоря уже о том, чтобы намалевать спреем свой стяг на подводном хребте. Все это ни на йоту не повлияет на реальную политику», – ернически прокомментировал итоги российской экспедиции представитель Белого дома Том Кэйси.

Канада, которая претендует на северную «шапку планеты» на более серьезных основаниях, поскольку считает ее продолжением своего континентального шельфа, отозвалась столь же категорично. «Сейчас не XVI век, когда путешественники повсюду водружали флаги своих стран, утверждая национальный суверенитет над той или иной территорией планеты, – отозвался на российскую инициативу министр иностранных дел Канады Питер Маккэй. – Вопрос о принадлежности Арктики ясен. Это наши, канадские воды».

Тем не менее, два главных западных претендента на Северный полюс – Канада и Дания – лукавят, утверждая, что Москва устроила дорогостоящее, но бессмысленное шоу. Вот уже несколько лет между Оттавой и Копенгагеном идет на севере «флажная война» за крошечный каменистый островок Ханса. Обе страны претендуют на этот клочок суши, находящийся между датской Гренландией и канадскими северными территориями. Остров Ханса расположен в Северо-западном проливе, соединяющем Атлантику и Тихий океан и обеспечивающем короткий проход между этими регионами планеты. До сих пор Северо-западный проход не имел практического значения из-за сложной ледовой обстановки в этих водах, но глобальное потепление, по прогнозу ученых, сделает Арктику судоходной в летние месяцы уже к концу нынешнего столетия. Тот, кто обладает островком Ханса, сможет контролировать открывшийся «золотой путь». Поэтому Дания и Канада тратят десятки миллионов долларов на утверждение своего суверенитета над «ледяной горкой». На протяжении почти десяти лет канадские и датские военные экспедиции сменяли друг друга, высаживаясь на острове Ханса и поочередно водружая там свои национальные флаги. На остров Ханса даже прилетал на вертолете министр обороны Канады, чтобы этим символическим актом утвердить канадский суверенитет над спорной землей. Эксперты обеих стран, комментируя «мягкую войну» Оттавы и Копенгагена на севере, отмечали ее практическую пользу: международное законодательство о ничейных территориях в Арктике сформулировано достаточно расплывчато. Одним из моментов, усиливающих территориальную заявку той или иной страны, является ее активность в данном регионе.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, страна имеет право претендовать на 150 миль океанского дна, отсчитываемого от кромки ее континентального шельфа. Россия, Канада и Дания утверждают, что Северный полюс находится в пределах этого расстояния от их шельфов. В 2001 году ООН отклонила заявку Москвы на Северный полюс, посчитав доказательства российских специалистов недостаточными. Теперь Оттава готовится подать свое заявление в ООН в 2013 году. И это неудивительно – претендентам есть за что биться. По оценкам геологов, до четверти мировых неразведанных запасов углеводородов могут находиться подо льдами Северного Ледовитого океана.