Posted 5 апреля 2006,, 20:00

Published 5 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Карла дель Понте в ожидании приговора

Карла дель Понте в ожидании приговора

5 апреля 2006, 20:00
Продолжит ли Международный трибунал по бывшей Югославии, заседающий в Гааге, свое существование или его придется закрыть? Соответствующий вердикт вынесет комиссия шведского управления мест заключения, которая в ближайшие дни отправится в Голландию. Шведских инспекторов (их имена решено не называть) для проведения незав

Шведы изучат администрирование, внутренние правила и условия содержания заключенных в тюрьме, получившей среди заключенных прозвище «Курск» – по аналогии с печально известной российской подлодкой, ставшей для ее экипажа стальным гробом. Все началось с того, что в своей камере нашли повешенным экс-лидера хорватских сербов Бабича, которого обвинение готовило на роль главного свидетеля против «заключенного номер один» Милошевича, умершего две недели спустя.

В крови экс-президента Югославии были найдены следы препарата, обычно применяемого при лечении проказы, и нейтрализующего действия прописанных ему сердечных лекарств. Как мог повеситься один обвиняемый и глотать запрещенные таблетки другой, если все камеры в тюрьме находятся под круглосуточным видеонаблюдением, причем к каждому заключенному приставлена отдельная охрана? Руководство трибунала так и не смогло ответить на этот вопрос.

Шведов позвали не случайно. Они представляют нейтральную страну и одно из семи государств, заключивших соглашение с ООН о предоставлении своих тюрем для осужденных трибуналом преступников. В частности, здесь отбывает срок бывшая президент Республики Сербской Биляна Плавшич. В феврале в шведских газетах появилась информация, что после приговора в Швецию отправится и Слободан Милошевич.

Еще одним обстоятельством, повлиявшим на выбор шведов в качестве независимых контролеров, является, по мнению обозревателей, высокая репутация за рубежом здешних мест лишения свободы. Шведские тюрьмы считаются наиболее комфортабельными, режим содержания в них отсидевшие иностранцы, как правило, сравнивают с пребыванием в санатории.

Мысль руководства трибунала очевидна: «Если Швеция даст удовлетворительную оценку гаагской тюрьме, то волна международной критики спадет, и можно будет работать дальше».

Спасти репутацию трибунала сегодня как никогда важно. Главный прокурор Карла дель Понте добивается от Сербии выдачи бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича (предшественника Биляны Плавшич на этом посту) и генерала Ратко Младича, командовавшего сербскими силами в Боснии в 1992–1995 годах. Западные СМИ еще в декабре прошлого года сообщали, что Белград наконец-то согласился на сотрудничество с трибуналом и прилагает усилия к экстрадиции Караджича и Младича, обвиняемых в преступлениях против человечества. Дело в том, что США и ЕС удалось склонить Белград к мысли о необходимости обмена двух «отыгранных» политических фигур на экономическую помощь и поддержку в переговорах о судьбе Косово. Смерть Слободана Милошевича сорвала уже подготовленную операцию по их выдаче. В печати в конце февраля даже появились утечки, что переезд бывшего президента и экс-командующего в Гаагу задерживается из-за проблем технического характера. В частности, стороны не могли прийти к соглашению о будущем семей обвиняемых и судьбе средств Караджича и Младича, размещенных в зарубежных банках.

Теперь в затянувшейся почти на десять лет шахматной партии осталось сделать два последних хода. Весьма вероятно, что сначала шведская комиссия отбелит трибунал, а затем Белград отправит в камеры «Курска» двух новых членов обреченного экипажа.


Смертельный «мяч» Слобо
Генерал идет в трибунал

"