Posted 3 сентября 2015,, 21:00

Published 3 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

«Солдатками» не рождаются

«Солдатками» не рождаются

3 сентября 2015, 21:00
На днях в Израиле стартует армейская призывная кампания. Это будет последний, если можно так выразиться, «неполиткорректный» призыв. Дело в том, что женщины наконец-то добились равноправия с мужчинами: начиная с 2016 года, армейскую лямку призывники сильного и слабого пола будут тянуть один и тот же срок – 27 месяцев.

Традиционно считается, что женщин призывают в израильскую армию, что называется, не от хорошей жизни – это следствие огромной диспропорции численности евреев и арабов на Ближнем Востоке. По населению (а соответственно, и по размеру мобилизационного ресурса) только граничащим с ним арабским государствам Израиль уступает в 35 раз!

Но, поставив на заре израильской государственности дам «под ружье», власти страны вовсе не собирались полностью уравнивать их в обязанностях с сослуживцами-мужчинами. Призыв девушек в ЦАХАЛ (Армию обороны Израиля) повышает боеспособность вооруженных сил отнюдь не за счет механического увеличения численности людей в военной форме. Прежде всего он дает возможность большинству парней служить в боевых частях, а не околачиваться на тыловых должностях. Были установлены разные сроки службы в зависимости от пола: для женщин – в районе двух лет, для мужчин – около трех лет.

Однако времена меняются. Как и в обычной штатской жизни, женщинам все меньше нравится роль домохозяек – хранительниц домашнего очага, так и в армии они все чаще тяготятся тыловыми должностями. Борьба за право служить наравне с мужчинами продолжалась долго. Только в 1994 году БАГАЦ (Высший суд справедливости Израиля) постановил, что «солдатки» могут проходить службу в ряде боевых частей. И лишь в 2000 году девушек допустили к службе в пехотных, артиллерийских частях и военно-морском флоте.

Разумеется, в боевых частях служит отнюдь не большинство «солдаток» – согласно статистике, там проходят срочную службу не более трех процентов призванных в армию девушек. Иногда получается так, что «солдатка»-инструктор учит парней управляться с боевой машиной, но далее полигона она не допускается. Немало «солдаток» занимают должности инструкторов-снайперов и инструкторов-парашютистов, причем зачастую справляются со своими обязанностями лучше мужчин. Так, сестры Таня и Алевтина Ковалевы, переехавшие в Израиль из подмосковных Мытищ, служат на одной из армейских баз инструкторами по прыжкам с парашютом. Их командир полковник Хаим Колон в беседе с «НИ» похвалил сестер за особое терпение, аккуратность, умение найти подход к каждому своему подопечному.

Как бы то ни было, ЦАХАЛ – самая феминизированная армия в мире. Женщины составляют не менее трети личного состава военнослужащих. Причем осознание того, что служить в армии – это престижно, распространено не только среди израильских мужчин, но и среди дам. Даже девушки из ультраортодоксальных семей (а ультраортодоксы по закону не подлежат призыву) иногда наперекор родителям добровольно становятся «солдатками».

Не так давно израильские газеты много писали об американке Саре Эренталь, которая буквально сбежала от своих родителей в Бруклине, чтобы отслужить в ЦАХАЛе. Ее родители принадлежат к суперортодоксальной иудейской общине «Натурей карта». Члены этой общины не признают Израиль. Согласно их воззрениям, еврейское государство может воссоздать только мессия, а не смертные люди. Сару Эренталь не остановил даже языковый барьер: члены «Натурей карта» говорят только на идише – языке европейских евреев, а иврит, государственный язык Израиля, объявлен священным и используется исключительно в богослужении.

Самая известная за пределами Израиля современная «солдатка» – уроженка Ванкувера Джилл Розенберг – является в определенной степени легендарной личностью. Она родилась в 1983 году, окончила в Канаде факультет аэронавтики и авиации в Технологической школе в Британской Колумбии. В 2008 году перебралась в Израиль и добровольно пошла служить в ЦАХАЛ. А после демобилизации она на свой страх и риск отправилась в Ирак и восемь месяцев сражалась в рядах курдского ополчения пешмерга против боевиков «Исламского государства». Причем воевала там наравне с мужчинами.

Безусловно, даже с введением одинакового срока службы солдаты и «солдатки» не будут уравнены на все сто процентов. Так, армейский устав по-прежнему предусматривает немедленную демобилизацию женщины в случае ее беременности. Если девушка прибыла в Израиль после 17 лет, то она не призывается. Считается, что если в девочках готовность к армейской службе не воспитывается с детства, то в армии у них может возникнуть множество проблем, прежде всего психологических. Кроме того, не отменено уставное правило: женщин бросают в бой только в самом крайнем случае, когда иной возможности отбить врага уже нет.

Наконец, израильские девушки не нарушат закон, если армейской лямке предпочтут альтернативную службу. Такую возможность нередко используют девушки из ортодоксальных религиозных семей. Кстати, те из них, кто принадлежит к ультраортодоксальным семьям, нередко выходят замуж как раз к призывному возрасту, и для них даже альтернативная служба оказывается необязательной.

"