Posted 1 июля 2009,, 20:00

Published 1 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Насморк в помощь

Насморк в помощь

1 июля 2009, 20:00
На этой неделе польские судостроители вздохнули с облегчением. Верфям в Гданьске, Гдыне и Щецине удалось избежать банкротства и закрытия, а значит, и ликвидации около 9 тыс. рабочих мест. Во вторник премьер Польши Дональд Туск радостно сообщил, что эти предприятия купил инвестор из Катара. В нынешней кризисной ситуации

Проблемы у польских судоверфей начались несколько лет назад. Причиной стала, как уверяют местные аналитики, непрофессиональная работа часто менявшегося менеджмента. Несмотря на то что с 2000 по 2006 год мировые цены на продукцию судостроителей выросли в два раза, а также на интенсивную государственную помощь, польские корабелы так и не смогли выйти «в плюс», постоянно требуя у государства дотаций на производство и все глубже погружаясь в долговую яму. В итоге верфи должны были вернуть бюджету астрономическую сумму – около 1 млрд. злотых (320 млн. долларов) – в счет погашения полученной финансовой помощи.

В 2008 году Еврокомиссия направила правительству Польши письмо, в котором настоятельно рекомендовала поскорее решить эту проблему. Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Нелли Kрус предупредила: если вопрос с дотациями судостроителям не будет урегулирован, Брюссель сам начнет процедуру их банкротства. Затем судоверфь Гдыни приобрел Индустриальный союз Донбасса. Но украинский инвестор так и не предложил вменяемый план реструктуризации предприятия, и в апреле нынешнего года г-жа Крус вновь пригрозила польскому правительству, что ЕС не потерпит на своей территории дотационных судостроительных компаний.

Марши протеста польских корабелов, специально приезжавших в Брюссель с петициями, в которых они требовали сохранить национальное судостроение, ничего не дали. Не вняли еврочиновники и главному, исключительно эмоциональному аргументу польской стороны в пользу сохранения кораблестроительных предприятий: дескать, судоверфь Гданьска является колыбелью «Солидарности», ставшей предтечей освобождения Восточной Европы от коммунистического господства. Еврокомиссия требовала или внятного плана реструктуризации предприятий, или их закрытия.

Весть о том, что появился клиент на покупку верфей, пришла еще в конце мая. Но по желанию потенциального инвестора, название соответствующей компании или фонда, как и их национальная принадлежность, не разглашались. Однако после подписания в минувший понедельник контракта на поставки сжиженного газа из Катара («НИ» писали об этом вчера), премьер-министр Туск приоткрыл занавес секретности. Покупателем стала компания Stichting Particulier Fonds Greenrights, представляющая инвестиционный фонд из Катара UIT. «Судоверфь в Гдыне будет выпускать три-четыре танкера в год. На судоверфи Щецина будут производиться не только корабли, но и морское оборудование, а также продукция военного назначения», – заявил на пресс-конференции представитель инвестора Жан Рууд де Йонге. «Надо заметить, что Еврокомиссия еще не ответила на эти шаги польского правительства, но мы надеемся, что реакция будет положительной», – заметил министр приватизации Польши Александр Град. Как сообщил, в свою очередь, г-н де Йонге, в начале осени руководители фонда UIT намерены встретиться с директорами трех судоверфей, чтобы подготовить перспективные планы. А когда появятся первые заказы, коллективы судостроителей, сейчас находящиеся в бессрочном отпуске, вернутся на работу.

"