Posted 20 октября 2022,, 12:23

Published 20 октября 2022,, 12:23

Modified 7 марта, 11:53

Updated 7 марта, 11:53

Тень в небе. Китайский авиапром тайно испытывает самолеты-«невидимки»

Тень в небе. Китайский авиапром тайно испытывает самолеты-«невидимки»

20 октября 2022, 12:23
Фото: Соцсети
Китайские авиастроители работают над созданием сразу двух беспилотных летательных аппаратов с пониженной радиолокационной заметностью
Сюжет
Авиация

Александр Сычев

На китайском сайте микроблогов Weibo появился тринадцатисекундный видеоролик, снятый со смартфона, на котором зафиксирован полет некоего аппарата, имеющего аэродинамическую схему «летающее крыло». Съемка велась с большого расстояния, на фоне ясного неба, поэтому качество очень плохое. Невозможно определить ни размеров, ни деталей летательного аппарата, ни даже является ли он пилотируемым или беспилотником. Но съемка дает повод вспомнить проекты, о которых китайские военные говорили в последние годы.

Судя по контурам, самолет похож, в частности, на дрон с пониженной радиолокационной заметностью Star Shadow («Тень звезды»). Беспилотник создает малоизвестная компания Star UAV System, базирующаяся в городе Чэнду на Юго-Западе Китая. Впервые его модель была продемонстрирована на Сингапурском авиасалоне в 2018 году.

Согласно опубликованным тогда данным, размах крыльев Star Shadow превышает 15 метров. В длину он имеет около семи метров. По словам китайских конструкторов, он способен подниматься на высоту 15 тыс. метров и летать не менее 12 часов. Полный взлетный вес беспилотника составляет почти 20 тонн, а полезная нагрузка – около двух тонн.

По проекту на Star Shadow предполагалось устанавливать два турбовентиляторных двигателя TWS800 с малозаметными отверстиями воздухозаборников и сопел на верхней стороне фюзеляжа.

Помимо «Тени звезды» китайские авиастроители работают над созданием еще двух беспилотных летательных аппаратов похожей конфигурации: беспилотник CH-7 или Caihong-7 («Радуга»), который разрабатывает Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC), в частности, ее «Одиннадцатый исследовательский институт». Полномасштабный макет этого беспилотника был показан на авиасалоне в Чжухае тоже в 2018 году.

Размах крыльев «Радуги» достигает примерно 22 метров, а длина – десяти. Максимальный взлетный вес – 14,3 тонны. Масса полезной нагрузки, которая размещается внутри фюзеляжа, равна двум тоннам.

Воздухозаборник для турбовентиляторного двигателя расположен на верхней части самолета. CH-7, по словам главного конструктора Ши Вэня, сможет «долго летать, вести разведку и наносить удары по целям, когда это необходимо».

Еще один претендент на разгадку тени на видео – беспилотник CS-550T, построенный Авиационной промышленной корпорацией Китая (AVIC). Кстати, он единственный из трех беспилотников официально поднимался в воздух.

CS-550T меньше уже упомянутых дронов. Размах его крыльев составляет 5,4 метра, а его грузоподъемность – чуть больше 500 килограммов.

Разработчики беспилотника ограничивают его применение учебными функциями, дескать, нужен для тренировки подразделений Народно-освободительной армии Китая. Хотя грузоподъемности аппарата вполне хватит для транспортировки аппаратуры для постановки радио- и тепловых помех, электромагнитных излучателей или разведки.

Наконец, это может быть перспективный стратегический бомбардировщик Xian H-20 (слово Xian переводится как «Бомбардировщик»). Его изображение корпорация Aviation Industry Corporation of China впервые продемонстрировала на выставке Airshow China в 2021 году. Разработка велась с начала 2000-х годов, а испытательные полеты прототипа самолета начались в 2013-м.

Об этом самолете вообще ничего не известно, кроме пожеланий руководства вооруженных сил Китая. Он должен летать на расстояние 8 тыс. километров и нести примерно десять тонн вооружений. По мнению специалистов, новый бомбардировщик может поступить на вооружение с 2025 года и заменит устаревшие бомбардировщики H-6. Но в каком состоянии находится этот проект, неизвестно.

Полет какой бы из машин ни был зафиксирован, эти кадры – пока единственное подтверждение того, что китайские летательные аппараты нового поколения поднимаются в воздух. Китайский авиапром быстро развивается.

"