Posted 7 августа 2018,, 15:12

Published 7 августа 2018,, 15:12

Modified 7 марта, 16:32

Updated 7 марта, 16:32

Эксперт уточнил, что значит "вечный" двигатель для подводных лодок

Эксперт уточнил, что значит "вечный" двигатель для подводных лодок

7 августа 2018, 15:12
Фото: mil.ru
Конечно, речь не идёт о "вечном двигателе", который нарушает законы физики, а лишь о ядерном реакторе, который сможет работать весь цикл службы субмарины (25-30 лет) без операций по замене топлива.

"АО "ОКБМ Африкантов" создало реактор, который обладает беспрецедентно повышенным ресурсом, - сказал в интервью изданию "Экономика сегодня" генеральный директор Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников, капитан атомной подлодки первого ранга в отставке Владимир Мамайкин. - Средний жизненный цикл современной боевой субмарины - 25-30 лет. При этом каждые 5-6 лет она вынуждена заходить в специально оборудованные доки для проведения "Операции №1". Так по уставу называются сложные манипуляции по замене ТВЭЛ - тепловыделяющих элементов, главных конструктивного элемента активной зоны ядерного реактора, по сути - ядерное топливо. Эти действия сложны и небезопасны, к ним допускается строго ограниченный круг профессионалов как сухопутного персонала, и даже не все члены экипажа подлодки".

То есть перезарядка ТВЭЛ новым атомным субмаринам четвёртого поколения теперь больше не потребуется, а СМИ не совсем корректно уже окрестили новые реакторы "вечными". Само "ОКБМ Африкантов" находится в Нижнем Новгороде - это головной разработчик активных зон ядерных реакторов для кораблей Военно-морского флота России. Предприятие, входящее в машиностроительный дивизион Росатома, холдинг "Атомэнергомаш", считается одним из ведущих в атомной отрасли России.

"В первую очередь повышенный до максимума жизненный цикл активной зоны реактора дает выигрыш во времени, - говорит Владимир Мамайкин. - Каждая "Операция №1" занимает минимум два-три месяца, при ней присутствует часть командного состава подлодки, механики. остальной экипаж направляется на выполнение других задач флота, реже – в увольнение. Но сама боевая подлодка в это время простаивает.

Исключение из жизненного распорядка субмарины "Операции №1" сэкономит ей в общей сложности до года работы. В это время она может нести боевое дежурство или исполнять поставленные командованием задачи. Также нужно понимать, что исключаются манипуляции с опасными радиоактивными системами, которые создают определенные риски как для людей, так и для лодки и окружающей среды.

Ведь замену ТВЭЛ на подлодках проводят специальные службы, имеющие специальные допуски и компетенцию, это очень серьезная операция. Чтобы ее произвести, нужно привести лодку в специальные доки – как правило, это Андреева губа (губа на Мурманском берегу Баренцева моря). Истории известны случаи ЧП при смене ТВЭЛ на атомных подлодках, в том числе российских, так что произойти может всякое.

Работы по увеличению ресурса реакторов ведутся с создания самой первой подлодки – флот заинтересован в максимальном продлении ее автономного плавания с минимальными рисками и без "Операции №1". Естественно, в этом же направлении работают и другие страны, имеющие школу создания подводного флота, но на какой стадии разработок они находятся понять сложно – все подобные исследования, как правило, засекречиваются. Но если российские боевые АПЛ получат такие реакторы нового поколения, то это даст нашей стране определенные преимущества".

"