Рус
Eng

Аварийными могут признать и другие ракеты "Союз"

Аварийными могут признать и другие ракеты  "Союз"

Аварийными могут признать и другие ракеты "Союз"

1 ноября 2018, 20:05
Технологии
Фото: Roscosmos Media
Сегодня Роскосмос опубликовал записанное бортовой камерой видео аварии ракеты, которая должна была 11 октября запустить в космос корабль "Союз" с российским и американским космонавтами на борту. Причиной аварии назван дефект при сборке, который может быть не единичным случаем.

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сказал, что причиной аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, стала нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя:

"Авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней. Одна из "боковушек" при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению второй ступени. Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней", - цитирует слова Сергея Крикалева ТАСС. По его словам, сейчас проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.

Видео:Roscosmos Mediahttps://youtu.be/CrzlMTRVt_I

Председатель аварийной комиссии Олег Скоробогатов сказал, что датчик штока оказался деформирован при сборке пакета на космодроме Байконур: "Причина распространяется на ракеты, собранные в пакет. Еще две уже собранные ракеты "Союз" могут иметь тот же дефект, что на упавшей 11 октября ракете", - отмечает dailystorm.ru. По словам Скоробогатова, одна из таких ракет находится на Байконуре, другая во французской Гвиане и сейчас идёт их перепроверка. Председатель комиссии также призвал переаттестовать всех сотрудников Байконура, собирающих российские ракеты.

"Ракеты иногда падают. Такое с ними случается время от времени, - пишет в своём Живом Журнале zelenyikot. - Космонавтика сложное дело, и самое обидное, что десятки ракет улетающие в космос не привлекают столько внимания, как те единицы, которые не долетели. Тогда приходит пора общественного порицания ракетчиков, оргвыводов и аварийных комиссий. Однако аварийность не какая-то стихийная сила, с которой можно лишь смириться. Тщательный анализ показывает, что аварийность если не преодолима полностью, то вполне контролируема в каких-то пределах, и в том числе в России.

Пятнадцать лет российская космонавтика не отмечала безаварийного года. В позапрошлом году почти получилось, путем сокращения в полтора раза количества пусков, но декабрьский полет "Прогресса МС-04" снова всё испортил. В прошлом году даже до декабря не дотянули — "Метеор-М 2-1" ушел в океан 28 ноября. Теперь вот "Союз МС-10".

Обычно в таких случаях представители ракетно-космической отрасли обращают внимания на мировую статистику. Действительно, в среднем, примерно каждая двадцатая ракета в мире падает, а Россия долгое время лидировала по ежегодному количеству пусков, и тут усредненные 5% показывают, что у нас всё как у всех, и волноваться не стоит.

Грубое приближение, кажется верным, ведь и у американцев ракеты взрываются красивыми огненными шарами, и китайские спутники не долетают до орбиты, и индийские. Всё же российские 5,4% за 17 лет, имеют заметное отличие с другими космическими державами. У США за тот же срок аварийность достигла 3,4%, Китай за тот же период набрал 3,9% аварийной статистики. Правда заметную часть аварийности США и Китая составляют летные испытания новых ракет, в России же, по большей части недолетают серийные, проверенные годами. Европейский оператор Arianspace совершает пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане примерно в четыре раза реже чем Россия. При этом имеет практически нулевую аварийность своих ракет на протяжении полутора десятков лет (в 2014-м был сбой да и тот на российском "Союзе" с разгонным блоком "Фрегат"), только в 2018-м Ariane 5 промахнулся на несколько градусов, но сейчас спутник на орбите. Индийские ракеты серии PSLV после аварийного периода летных испытаний еще в прошлом веке, держались без аварий весь XXI век на протяжении 38 пусков, хотя в прошлом году и у них случился промах. Японская основная ракета H-IIA точно также имеет один провал на 36 пусков.

В результате получается, что "средняя по миру" аварийность достигает 5% во многом "благодаря" российскому вкладу, и попыткам новичков вроде Ирана, Бразилии и обеих Корей. Если же учитывать все орбитальные пуски опытных космических держав мира без России, даже с учетом испытательных ракет, то аварийность составит 3,7%.

Тут можно было бы остановиться и сделать глубокомысленное заключение о национальной культуре труда и "системном кризисе отрасли". Но всё не так очевидно. Например, российская аварийность первого десятилетия XXI века ниже чем второго. 4,9% против 6,19%. Значит что-то изменилось. Обычно в оправдание заводского брака называют низкие зарплаты рабочих, но в начале 2000-х положение российской космонавтики было еще более бедственным, а ракеты получались надежнее".

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter