Posted 24 декабря 2015,, 21:00

Published 24 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Дмитрий Дорофеев

Дмитрий Дорофеев

24 декабря 2015, 21:00
По мнению «Новых Известий», лучшим спортсменом России в 2015 году был конькобежец Павел Кулижников. Уроженец Воркуты, ныне проживающий в Коломне, собрал просто небывалый урожай призов и титулов. Стал чемпионом мира в спринтерском многоборье, чемпионом мира на дистанции 500 метров, обладателем Кубка мира, взяв не только

– Дмитрий, Кулижникова отметили не только «Новые Известия», но и Федерация спортивных журналистов России. Скоро он получит премию «Серебряная лань». А вы. как тренер, удовлетворены итогами 2015 года? Все, что задумывалось, удалось сделать?

– Да, чувство удовлетворения от проделанной работы есть. Мы ведь очень долго ждали возвращения Павла на большую дорожку. Сейчас за его последними рекордами многие, может, уже и подзабыли, что он только в прошлом сезоне стал выступать на крупных международных соревнованиях (с 2012 года после победы на юниорском чемпионате мира спортсмен отбывал двухлетнюю дисквалификацию, так как в его организме были обнаружены следы запрещенного препарата метилгексанамин. – «НИ»). Так что главный итог уходящего года в том, что мы вернулись. Вернулись громко. И планку опускать не собираемся. В начале этого сезона Павел выступил просто супер. Есть еще, конечно, помарки, огрехи, но это нормально, это лишь повод для дальнейшей работы. Если честно, то рекорда, который он установил в ноябре в Солт-Лейк-Сити, мы ждали еще с прошлого сезона, можно сказать, внутри были готовы к тому, что это вот-вот случится. Сами понимаете, здесь многое должно сложиться. Бежать на самом высоком уровне, а тем более на уровне рекордов всегда сложно. И не только физически, но и психологически. А у нас не все шло гладко, в межсезонье Павел перенес операцию на плече. Поэтому очень многое зависело от того, как он справится со своими эмоциями. Вначале чувствовалось, что он слегка зажат, осторожничает. Но потом мы поговорили, Павел поймал нужный настрой, и все получилось.

– А что вы ему такое сказали, если не секрет?

– Да ничего особенного. Нужно было успокоиться, ни о чем лишнем не думать и просто показывать свой бег.

– Травма внесла серьезные коррективы в подготовку к нынешнему сезону?

– У Павла стоит металлический штифт, поэтому мы не могли в полном объеме выполнять силовую работу, которую конькобежцы обычно делают со штангой. Но мы искали другие упражнения, делали что-то такое, что заменяло эту нагрузку. Результаты Павла в начале сезона на дистанциях 500 и 1000 метров показали, что мы движемся в правильном направлении. Но резервы, конечно же, есть, и нам предстоит достаточно много кропотливой работы. Над чем конкретно? Здесь уже такие нюансы, о которых болельщик может даже и не догадываться. Каждый спортсмен сам знает, в чем ему еще необходимо совершенствоваться. Здесь еще очень важно грамотно выстроить свое эмоциональное состояние. Нервная система не безгранична, она тоже требует отдыха, подпитки, тем более, когда человек постоянно выступает на таком высоком уровне. Поэтому иногда даже самому успешному спортсмену необходимо уйти в тень, сделать так, чтобы о нем все забыли на какое-то время.

Фото: EPA

– О Кулижникове часто можно услышать: талантище! А что в нем такого особенного?

– Кулижников – конькобежец! Взрывной, сильный, выносливый. Например, Павел не придерживает скорость на поворотах, как другие, а наоборот, развивает ее. Когда на последних метрах дистанции другие обычно устают, он выдает такой спурт, что соперники ничего не могут поделать. Все это связано с физическими особенностями. То, что он может вырасти в большого мастера, было видно, когда еще он был мальчишкой. И его счастье, что в свое время он попал в свой вид спорта, в хорошие тренерские руки. Например, он прекрасно чувствует лед. Но мы очень много работали над техникой отталкивания ото льда, потом – над техникой прохождения дистанции... Его нынешние победы – это результат огромной работы, каждодневного труда его самого и многих людей. Знаете, наверное, это тот случай, когда, как говорится, все совпало. И ему повезло. И нам всем повезло.

– А чисто по-человечески, что в нем больше всего импонирует?

– Вы знаете, Павел такой спортсмен, у которого всегда должна быть заинтересованность в работе, какой-то стимул, он умеет концентрироваться на результат. Это всех очень здорово дисциплинирует, заставляет ставить новые цели. Для посторонних он достаточно закрытый человек. А так – веселый парень, всегда на позитиве. Бывает, правда, слишком импульсивен, как и все спринтеры, но отходчивый. Никакой звездной болезни я у него не наблюдаю. Случается иногда, начинает кукситься, уходить в себя, но это связано с желанием побыть одному, что вполне естественно.

– Когда у тебя в руках такой талант, с одной стороны – это счастье для тренера. Но с другой – это ведь и большая ответственность. Как не загубить, как оправдать ожидания – вас такие мысли не придавливают?

– Нет, дело в том, что в своей тренерской практике я всегда придерживался принципа не работать только с одним учеником. У нас, к сожалению, пока еще сохраняется эта печальная традиция – верим в одного спортсмена и молимся только на него. Дай бог, если он избежит травм и реализует себя на все 100 процентов, а если нет? Поэтому я всегда говорю: мы строим команду! У нас есть Кулижников, есть Есин, Мурашов, Голубев... Все они получили достаточно тренерского внимания, каждому мы заложили, как у нас говорят, хорошую базу, и теперь каждый из них должен найти себя, доказать, на что способен. И Кулижников понимает, что он не один такой, что те же Руслан Мурашов и Кирилл Голубев прогрессируют очень быстрыми темпами. Да и я тоже хочу болеть не за одного, а за целую команду. Чтобы было так: первый, второй, третий... Почему голландцы могут занимать весь пьедестал, а мы нет? Вот сейчас у нас есть команда, которая растет на глазах. Павел тянет вперед остальных ребят, они подстегивают его. Польза от этого получается обоюдная.

– А в вашей команде, кстати, есть традиция как-то отмечать Новый год?

– Раньше мы всегда проводили это время за границей, потому что вынуждены были там не только выступать, но и тренироваться. Любили, например, 31?декабря в футбол поиграть. Но сейчас, когда ребята уже на таком уровне соревнуются, стараемся не рисковать, чтобы не получить травму. А поскольку теперь благодаря крытым конькобежным каткам мы имеем возможность большую часть подготовки проводить дома, то будем отмечать праздник в кругу семьи. Нужно набраться сил на вторую половину сезона. 4 января у нас уже сбор начнется.

"