Posted 23 октября 2014,, 20:00

Published 23 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Нашаманить победу

Нашаманить победу

23 октября 2014, 20:00
Руководство бразильского футбольного клуба «Португеза» недавно пригласило на работу профессионального гипнотизера. Он должен помочь команде из Сан-Паулу прервать затянувшуюся серию неудач и постараться привить ее игрокам психологию победителей. Это, впрочем, далеко не первый случай, когда в погоне за результатом спортс
Сюжет
Футбол

Футбольный клуб «Португеза», который еще в 1990-е годы боролся за самые высокие места в чемпионате Бразилии, сейчас переживает тяжелые времена. По итогам прошлого сезона команда вылетела из элитного дивизиона, а сейчас рискует опуститься из второй по силе лиги страны в третью. С целью переломить ситуацию руководство клуба из Сан-Паулу обратилось к услугам профессионального гипнотизера Олимара Тиссера, который специализируется на поднятии самооценки и мотивации спортсменов.

Для наставника «Португезы» Вагнера Бенацци это назначение стало сюрпризом. «Надеюсь, что непосредственно в тренировочный процесс гипнотизер вмешиваться не будет. Я вынужден был согласиться с решением руководства, так как наша команда находится в очень тяжелом положении, и ей нужна помощь со стороны. Что ж, пусть Тиссер проводит свои сеансы гипноза», – сказал тренер.

Однако пока помочь «Португезе» бессилен даже гипнотизер. При нем команда провела уже четыре матча в бразильской Серии Б и все проиграла. В клубе, впрочем, не унывают. В 2013 году боссы «Португезы» обращались к услугам профессионального психолога, и на финише прошлого сезона она одержала важные победы. Более того, красно-зеленые смогли даже удержаться в Серии А, но были лишены четырех очков за выход на поле дисквалифицированного футболиста. Именно этих баллов «Португезе» не хватило для сохранения прописки в элите.

В спортивном мире, кстати, до сих пор нет единого мнения по поводу того, какую пользу может принести команде или отдельно взятому атлету психолог. И может ли вообще. Многие убеждены, что настраивать спортсмена на соревнования должен тренер и никто больше. К примеру, бывший наставник мужской сборной России по волейболу Владимир Алекно рассказывал о том, что у него был неудачный опыт работы с женщиной-психологом. Игроки отнеслись к сотрудничеству с новым специалистом без какого-либо энтузиазма и просто не подпускали его к себе. А Олег Знарок, тренирующий сейчас хоккейную сборную России, так отреагировал на предложение пригласить в свой штаб психолога: «Не знаю, может быть, его помощь и понадобится. Чтобы педикюр игрокам сделал».

В отличие от западных стран у нас довольно долго скептически относились к работе спортивных психологов. Простой пример: на летние Олимпийские игры 2000 года в Сиднее американцы привезли с собой 30 таких специалистов, англичане – восемь, а наша делегация – ни одного. Но отношение все же меняется. На зимней Олимпиаде в Сочи с нашей сборной работали уже около 50 психологов. Более того, туда была отправлена целая лаборатория для психологической коррекции. Любой спортсмен мог зайти в специальный мобильный центр и побеседовать с глазу на глаз с соответствующим сотрудником.

Есть в России и свои звезды спортивной психологии. К примеру, Геннадий Горбунов занимается практической работой в этой сфере уже более 40 лет, и через его руки прошло множество знаменитых атлетов. Одна из его подопечных – пловчиха Анастасия Фесикова (в девичестве Зуева) – после завоевания серебряной медали на Олимпиаде-2012 в Лондоне рассказала следующее: «Где-то за полчаса до заплыва на 200 метров Геннадий Дмитриевич ввел меня на 10 минут в состояние транса. Что конкретно он мне говорил и внушал, я не помню. Но на старт я вышла полностью расслабленной и раскрепощенной, чувствовала свободу в мышцах и ничего не боялась. Убеждена, что психолог очень серьезно помог мне. Говорят, что Владимир Сальников (четырехкратный олимпийский чемпион. – «НИ») после таких сеансов не проиграл вообще ни одного заплыва».

Горбунов работал с представителями самых разных видов спорта – велосипедистами, футболистами, легкоатлетами, фигуристами... Но далеко не все спортсмены прибегают к услугам такого рода специалистов. К примеру, известный наш фигурист-одиночник Артур Гачинский заявил как-то, что психологические методы ему никак не помогают. Принципиально отказывается работать с психологами и знаменитый боксер Александр Поветкин. «Я боец, мне это не нужно», – утверждает он. Считается все же, что в индивидуальных видах спорта услуги психологов более востребованы. В то время как в командных видах на игроков воздействует в первую очередь сам коллектив.

Хотя здесь все зависит от желания самого спортсмена или его тренера. К примеру, звездный английский футболист Уэйн Руни добровольно явился на прием к психотерапевту перед стартом чемпионата мира-2014 в Бразилии. Нападающий «Манчестер Юнайтед» хотел набраться уверенности перед важным турниром. Сборной Англии это, правда, не помогло. Она заняла последнее место в своей группе, а Руни забил всего один гол.

Штатных психологов нет, к слову, почти ни в одном европейском футбольном клубе. Не говоря уже о российских. Хотя наставник московского ЦСКА Леонид Слуцкий довольно часто брал с собой на сборы известного врача-психофизиолога Виктора Неверова. А вот другой известный российский тренер – Валерий Карпин – выступает категорически против привлечения психологов. «Ни в одной команде, в которой я играл, не было такого человека. А то что же получается? Сегодня поработал со мной психолог – я вышел и сыграл. А завтра он заболел, и я играть нормально не могу, что ли? По-моему, это надуманная проблема. Футболисты укрепляют свою психологию только с опытом», – считает бывший тренер московского «Спартака».

В спорте, однако, популярны и весьма оригинальные способы достижения нужных результатов. К примеру, руководители американского бейсбольного клуба «Лос-Анджелес Доджерс» (одного из самых титулованных в США) на протяжении нескольких лет тайно держали в своем штате русского физика-иммигранта Владимира Шпунта, который сам называл себя ученым-целителем. Этот человек совершенно не разбирался в бейсболе, но зарплату ему платили за «трансляцию позитивной энергии на дальние расстояния». На матчи Шпунт не ходил. Его единственной обязанностью было сидеть во время игр команды у телевизора и передавать спортсменам ту самую позитивную энергию. Получал он за это, по слухам, фиксированный оклад. А когда «Доджерс» выдавали целую серию побед, русскому телепату выплачивались щедрые бонусы в районе 100 тыс. долларов.

Общеизвестно также, что многие африканские футбольные сборные пользуются услугами различных колдунов и шаманов. Считается, что они не только готовят для игроков специальные снадобья и заряжают спортсменов «правильной» энергией, но даже могут навести порчу на соперников. Так, колдун из Ганы Нана Кваку Бонсам, обладающий в своей стране статусом самого влиятельного спеца в данной области, утверждал минувшим летом, что наложил проклятие на лидера португальской сборной Криштиану Роналду. «Я навел на него порчу из отвара листьев и особого порошка, посланного мне богами. Сегодня у Роналду болит колено, завтра заболит бедро, а потом еще что-нибудь. Я не позволю португальцу сыграть на чемпионате мира против сборной Ганы», – говорил колдун перед стартом мундиаля в Бразилии. Но проклятье не сработало. Роналду благополучно восстановился после травмы и принял участие во всех матчах своей команды на чемпионате мира.

Но в сверхъестественное верят отнюдь не только в Африке. Известный английский тренер Глен Ходдл, возглавлявший во второй половине 1990-х национальную сборную своей страны, не стеснялся привлекать различных целителей и знахарей. Например, некий французский доктор Ружье делал какие-то специальные инъекции футболистам и готовил для них загадочные снадобья. «Да и сам Ходдл вел себя порой довольно странно, – вспоминал футболист Гари Невилл. – Мне рассказывали, что перед матчем с Аргентиной на чемпионате мира 1998 года он попросил весь персонал команды пройтись вокруг поля по часовой стрелке. Он хотел за счет этого хождения создать некую позитивную энергию, которая передалась бы игрокам. Но нам это не помогло, мы все равно проиграли».

А главный тренер французской сборной Раймон Доменек фанатично увлекался астрологией. И даже отбирал футболистов в команду не только по спортивному принципу, но и по знаку зодиака. Жертвой этого увлечения стал, в частности, звездный полузащитник Робер Пирес. Он не вызывался в сборную только из-за того, что родился под знаком Скорпиона. «Это конфликтные и ненадежные люди». – был уверен Доменек...

"