Posted 31 марта 2016,, 21:00

Published 31 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Штрафной удар

Штрафной удар

31 марта 2016, 21:00
Почти незамеченным в нашей стране осталось знаковое событие из мира спорта. Месяц назад «на свободу с чистой совестью» вышел великий немецкий игрок и самый успешный футбольный менеджер современности Ули Хенесс. Избежать реального тюремного заключения 64-летнему экс-президенту мюнхенской «Баварии» не помогли ни обширные
Сюжет
Футбол

Респектабельный герр Хенесс (на фото) провел за решеткой чуть больше половины положенного срока. Тюремная администрация приняла во внимание хорошее поведение сидельца, его репутацию и активную работу в неволе на государство, удовлетворив прошение об условно-досрочном освобождении. На самом деле Хенесс еще легко отделался. Обвинение требовало для него пять с половиной лет, но суд в качестве смягчающих обстоятельств засчитал Ули явку с повинной и отсутствие судимостей в прошлом.

Сам функционер чистосердечно признался в утаивании от властей лишь 15 млн. евро. Оппоненты Хенесса вообще утверждают о наличии на его счетах великих миллиардов: мол, по степени богатства бывший руководитель «Баварии» вполне может сравниться с арабскими шейхами (сыщикам удалось подтвердить 165 млн. евро).

При этом Хенесс никогда не думал почивать на лаврах и не сидел на мешках с золотом, подобно Скруджу Макдаку. Он сумел реализоваться в постигровой жизни в первую очередь благодаря уникальной работоспособности. Даже в заключении Хенесс проявил себя настоящим трудоголиком, не побрезговав возиться с постельным бельем и грязной одеждой в хозблоке за полтора евро в час. Рабочий день Ули длился с девяти утра до половины четвертого. Так старый хитрец зарабатывал себе УДО.

«Я был засранцем и свиньей, – признался он по завершении следствия. – Не собираюсь на пенсию, постараюсь выплатить все, что смогу. Я действительно уклонялся от налогов».

На первых порах пребывание Хенесса в Ландсбергской тюрьме не было сахарным. Ему запрещалось пользоваться мобильным телефоном и Интернетом, а футбольные матчи он мог смотреть только в записи. Для любого человека спорта это пытка, хуже которой нет. Со временем суровые условия содержания Хенесса заметно ослабли. Уже в начале 2015 года арестант добился права покидать тюрьму в дневное время и трудоустроился в отделе родной «Баварии» по работе с молодыми игроками, возвращаясь в тюрьму только на ночевку. С другой стороны, на различные следственные мероприятия Хенесса конвоировали в кандалах и под усиленной охраной, словно опасного убийцу-рецидивиста.

Уже после отсидки Ули организовал для журналистов экскурсию в свою камеру номер 24. Что ж, условия в его «одиночке» были вполне сносные: нары нормальной длины, письменный стол, раковина, унитаз, постеры с голыми девушками на стене и телевизор. Такому убранству «номера» позавидовали бы многие гостиницы Сочи... Адольф Гитлер, Рудольф Гесс и Грегор Штрассер, угодившие в эти же застенки после подавления «пивного путча» в 1924 году, надо полагать, посчитали бы «крытку» Хенесса курортом.

Но самое главное, в тюремном дворе расположено неплохого качества футбольное поле с разметкой и воротами. В ходе прогулок здесь Ули мог чувствовать себя в родной среде, на мгновения отвлекаясь от душевных терзаний. Хенесс, кстати, успел дать пару мастер-классов простым зэкам, которые взирали на него, как на воплощение бога на земле.

По меркам российской действительности это кажется фантастическим, но от сурового наказания Ули не уберегли титулы чемпиона мира и Европы в составе сборной ФРГ, целая россыпь званий победителя Бундеслиги в рядах «Баварии», выигрыш с ней трех (!) Кубков европейских чемпионов и одного Межконтинентального кубка...

Хенесс стал менеджером мюнхенского клуба в 27 лет, вынужденно закончив спортивную карьеру из-за тяжелой травмы. В наследство ему досталась проблемная команда с бюджетом в 6 млн. евро в пересчете на современные деньги и долгами в 3,5 млн. в придачу, к тому же давно не выигрывавшая чемпионат. Амбициозный Ули закатал рукава повыше и начал работать, а вскоре перебрался в президентское кресло. Сегодня «Бавария» с 300-миллионным бюджетом входит в пятерку богатейших спортклубов континента. Под управлением Хенесса она добилась поистине феноменальных достижений: 16 титулов чемпиона Германии, две Лиги чемпионов, один Кубок УЕФА...

Скандал с арестом никак не сказался на авторитете Хенесса среди причастных к клубу. В тюрьме его навещали все значимые лица сегодняшней «Баварии» во главе с нынешним председателем правления Карлом-Хайнцем Румменигге и главным тренером Хосепом Гвардиолой. Каталонский наставник, к слову, пообещал не покидать команду вплоть до освобождения своего нанимателя. И сдержал слово: о грядущем переходе Гвардиолы в «Манчестер Сити» стало известно уже после сообщений о выходе Хенесса по УДО. Само собой, горой за Ули и действующие игроки «Баварии».

«Хенесс – опытнейший профессионал, умеющий принимать конкретные решения и воплощать их в жизнь, – сказал капитан мюнхенцев Филип Лам. – Плюс, он как никто способен распознавать нужных нам игроков. «Бавария» нуждается в этом человеке».

«День, когда Хенесс вышел на свободу, был самым счастливым для меня, – признался лидер клуба голландец Арьен Роббен. – У него были сложные времена, но теперь он вновь со своей семьей. «Бавария» – это Хеннес, он делает для команды все».

Фото: ЕРА

«Лично я хочу, чтобы Ули снова взял на себя ответственность, вернувшись в клубный офис, – заявил бывший наставник команды Оттмар Хитцфельд. – Сейчас в Бундеслиге нет такого человека, как Хенесс. Он всегда был искренним и противоречивым, это голова «Баварии».

Кстати, Румменигге уже сообщил о готовности добровольно оставить свою должность в случае, если Хенесс захочет вновь командовать парадом.

Ули – самый крупнокалиберный, но далеко не единственный президент футбольного клуба, побывавший в шкуре графа Монте-Кристо в последние годы. Скажем, осенью 2014-го на время расследования дела о переходе во французский «Марсель» нападающего Андре-Пьера Жиньяка под стражу заключили босса клуба Венсана Лабрюна. Впрочем, масштабного развития данная тема не получила.

Экс-президенту испанской «Севильи» Хосе Марии дель Нидо повезло меньше. Его обвинили в хищении средств из казны курортного городка Марбельи и в декабре 2013 года приговорили к семи годам тюрьмы. Участь дель Нидо вполне мог разделить бывший президент «Барселоны» Сандро Россель, однако в марте с него и действующего главы клуба Жосепа Марии Бартомеу были сняты обвинения в махинациях при трансфере бразильца Неймара.

Недавно также был оправдан президент турецкого «Фенербахче» Азиз Йылдырым, которому грозил внушительный срок по подозрению в организации договорных матчей. В связи со скандалом существовала угроза отмены национального чемпионата. Однако со временем общественный резонанс поутих, и проблема чудесным образом рассосалась сама собой.

По схожему делу проходил экс-босс туринского «Ювентуса» Лучано Моджи. В какой-то момент его перспективы запахли гуталином. В рамках масштабного коррупционного скандала в итальянском футболе функционеру инкриминировали сговор с одними судьями, давление и угрозы в адрес других, попытки влиять на результаты поединков и многие другие злостные преступления. В 2011 году Моджи приговорили к пяти годам и четырем месяцам тюрьмы, однако через год наказание сократили, а чуть позже и вовсе аннулировали за истечением срока давности иска. При этом его пожизненное отстранение от любой футбольной деятельности было оставлено в силе. В результате скандала с «договорняками», получившего название Моджигейт, напомним, «Ювентус» изгнали в Серию В, а другие клубы подвергли суровым санкциям.

С рыбешкой помельче Моджи в Италии не церемонятся. Так, прошлым летом полиция арестовала всех членов руководящей вертикали участника второго по силе дивизиона «Катании». Они обвинялись в организации встреч с заранее фиксированным исходом. Одновременно в рамках спецоперации «Грязный футбол» по аналогичным подозрениям за решетку отправились 50 представителей клубов низших лиг.

Вот в Китае законы суровее. В 2012 году бывшего руководителя тамошней футбольной федерации Нань Юна осудили на десять с половиной лет за получение взятки в размере 235 тыс. долларов. А четыре экс-игрока сборной страны получили по 5,5 лет за взятки на общую сумму порядка 1,5 млн. долларов.

Шестилетний приговор сейчас отбывает владелец английского «Бирмингема» Карсон Юнг. Его признали виновным в отмывании около 93 млн. долларов. Порулить «горожанами» бизнесмен в итоге успел чуть меньше пяти лет. Причем осудили мошенника не в либеральной Великобритании, а в его родном Гонконге. Легендами о пенитенциарной системе Азии пугают потенциальных уголовников по всей планете...

Случается, заводят уголовные дела на спортивных управленцев и в России. Например, Александра Стельмаха, бывшего гендиректора владикавказской «Алании» и многолетнего соратника известного тренера Валерия Газзаева, обвиняли в неуплате налогов на сумму 42 млн. рублей. В феврале текущего года следствие было прекращено за отсутствием состава преступления. Зато бывший министр спорта Челябинской области Юрий Серебренников от ответственности не ушел. На этой неделе высокопоставленного чиновника приговорили к пяти годам колонии и штрафу в размере 150 млн. рублей за поборы с клубов, «откаты» и взятки в особо крупном размере.

"