Рус
Eng
Летний план подготовки к школе

Летний план подготовки к школе

31 июля 2015, 00:00
Общество
Алла КОРОЛЕВА, детский психолог
Многие родители, особенно те, кому в сентябре предстоит вести детей в первый класс, летом переживают настоящую панику. Страх чего-то не успеть или сделать что-то не так приводит ко многим ошибкам. Мамы и папы старших школьников ведут себя спокойнее. Но и они зачастую упускают прекрасные возможности, которые дарит лето,

Родителям будущих первоклашек иногда кажется, что последнее вольное лето детей нужно полностью посвятить отдыху. Успеют еще позаниматься, пока пусть вдоволь набегаются, нагуляются. Другие, наоборот, пытаются впихнуть в своих чад максимум знаний и умений. Причем большинство мам и пап откладывают подготовку к школе на последние неделю августа. В результате получается, что к 1 сентября ребенок приходит, вымотанный интенсивными занятиями и совершенно потерявший интерес к учебе.

Кто из родителей прав? Истина, как всегда, посередине. Разумеется, ни в коем случае нельзя лишать ребенка отдыха, который обязательно должен быть максимально активным и позитивным! Но нагружать следует не только мышцы, но и голову. Итак, предлагаем вам следующую стратегию действий на лето:

Улучшайте физическую подготовку. В школе ученикам приходится по многу часов подряд неподвижно сидеть за партой, отчего могут пострадать мышцы спины, плечевого пояса и брюшного пресса. Именно их надо укреплять в первую очередь. В этом деле поможет домашний спортивный комплекс или детская площадка во дворе. Учите ребенка подтягиваться, лазать по канату, качать пресс, приседать, отжиматься и так далее. Ведь вы же не хотите, чтобы на уроках физкультуры ваш отпрыск был в числе отстающих! Также важно научить ребенка правильно сидеть за партой, чтобы не уставали спина, руки.

Укрепляйте иммунитет. Ничто не справится с этим делом лучше, чем прогулки и физическая активность на свежем воздухе. Пусть ребенок больше времени проводит на улице: прыгает, бегает, катается на роликах, самокате, велосипеде – лишь бы больше двигался. Вместе с ним играйте в футбол, другие подвижные игры, чаще и больше ходите пешком. Если есть возможность – регулярно плавайте. Ну и конечно, позаботьтесь о правильном питании ребенка. Благо летом недостатка в свежих овощах-фруктах-ягодах не наблюдается. Иммунитет во многом зависит и от соблюдения режима. Известно, что чем дольше ребенок продолжает спать днем, тем лучше для его физического и психического здоровья. Поэтому как бы ни был велик соблазн позволить ребенку в летние месяцы выбиться из режима, разрешить ему поздно ложиться и поздно вставать, лучше этого не делать. В идеале в 21–22 часа ребенок должен быть уже в постели. Стакан кефира, сказка перед сном – и постель без разговоров!

Занимайтесь профилактикой простуд. Чтобы улучшить здоровье ребенка к сентябрю, летом неплохо начать закаливание. Методик масса. Если обливание холодной водой врач не одобрит (или сам ребенок будет возражать), можно на даче просто ходить босиком по облитым холодной водой мягким резиновым коврикам с шипами. Поскольку стопа является большой рефлексогенной зоной, ее массаж способствует укреплению многих органов. Солнечные и воздушные ванны, купание в водоемах – это тоже эффективные методы закаливания. Как и употребление холодной воды и мороженого. Летом можно потихоньку начать закаливать горло именно таким способом. Но делать это следует осторожно! Также очень важно заранее выявить у ребенка хронические очаги инфекции и укрепить органы-мишени, которые первыми на себя принимают удар. Для этого ребенку необходимо пройти качественную диспансеризацию. А потом заняться прицельной профилактикой.

Прививайте полезные привычки. Риск подхватить инфекцию в школе будет существенно ниже, если привить ему банальные гигиенические навыки: привычку мыть руки перед едой и после прогулки, а также после посещения туалета. Если этих привычек у ребенка еще нет, лето – самое время этим заняться.

Повышайте самостоятельность. У школьника должны быть сформированы навыки самообслуживания. К школе ребенок должен уметь самостоятельно мыть руки, ходить в туалет, быстро одеваться и раздеваться, правильно вести себя за столом и так далее.

Улучшайте коммуникативные навыки. Особенно это касается «домашних» детей, не посещавших детские учреждения. Чтобы ребенок смог без проблем влиться в коллектив, ему необходимо чаще общаться со сверстниками. Для этого можно посещать развивающие занятия, гулять на детской площадке и во дворе с другими детьми, приглашать к себе домой друзей ребенка.

Занимайтесь понемногу, но регулярно. Очень важно, чтобы занятия были ежедневными – это приучает к необходимости трудиться регулярно, что, как известно, является обязательным условием успешного обучения в школе. При этом занятия не должны быть в тягость. Для этого нужно четко соблюдать их длительность: малышам подряд можно заниматься не более 30–35 минут. Детям постарше – не дольше часа. Начать можно и с 10–15 минут. Главное – чтобы ребенок привык к тому, что это его ежедневная обязанность, такая же, как, например, чистить зубы перед сном или делать зарядку утром. Кстати, лучше, если для «зарядки для ума» будет отведено утреннее время – как в школе. В идеале садиться заниматься нужно в один и тот же час – это дисциплинирует. Младшим школьникам лучше предлагать занятия в игровой форме. Чтобы все необходимые знания и умения формировались в комплексе и малыш на занятиях не скучал, пусть упражнения будут разными. В один день можно развивать мелкую моторику с помощью раскрасок, прописей, лепки, рисования, аппликаций, оригами, рукоделием. В другой день – заниматься развитием логики и внимания, в чем помогут детские кроссворды, занимательные задачки и головоломки и даже развивающие компьютерные игры. Третий день можно посвятить математике, четвертый – развитию речи (чтение, пересказ, заучивание песен и стихов). Но очень важно, чтобы стихи были веселые, книжки – яркие и интересные, задания – увлекательные. Кстати, пересказывать можно не только книги, но и любимые мультфильмы.

Развивайте мышление и фантазию. Пожалуй, главная проблема старших школьников – моральная усталость от учебы. Чтобы не отвратить отпрыска от познавательной активности, которую частенько отбивает школа, надо отыскать интересные способы познания окружающего мира. Для этого существует масса способов: можно смотреть с ребенком передачи или читать книги о природе, людях, космосе, животных и растениях. Можно посещать различные музеи, театры, консерваторию, ходить на экскурсии. Или начать вместе с ребенком писать роман, ставить опыты, что-то совместно мастерить или исследовать. Полезно сводить школьника к себе на работу. Ему наверняка будет интересно увидеть маму и папу с другой стороны – не как родителей, а как специалистов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter