Posted 30 марта 2016,, 21:00

Published 30 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Раб-центр

Раб-центр

30 марта 2016, 21:00
Пожар, унесший в середине марта 12 жизней в городе Стерлитамаке Республики Башкортостан, вскрыл серьезную проблему: власти долгое время игнорировали так называемый центр реабилитации для наркозависимых, клиентов которого фактически использовали как нелегальную и дешевую рабочую силу. Сейчас координатор этого центра явл

Выясняя обстоятельства пожара с 12 жертвами, следователи узнали, что в сгоревших помещениях функционировал центр социальной адаптации «Содействие». Там якобы в целях реабилитации находились алкоголе- и наркозависимые люди. Все они ночевали в одной комнате и во время пожара не смогли выбраться из помещения: железная дверь на входе была закрыта, а на окнах – установлены решетки.

Позже глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что всех клиентов центра использовали в качестве нелегальной рабочей силы. «Поселили в каком-то бараке, как в концлагере содержали. Под видом оздоровления их завербовали, заставляли простейшую работу выполнять. Выводили их на так называемую биржу, нелегальную», – сказал глава региона. Сотрудники Следственного управления СК РФ по Башкирии даже обнаружили трудовые договоры, по которым люди должны были работать на центр, а полученные деньги – отдавать за питание и проживание.

«Мы начали выяснять, что это такое, что это за система перевоспитания алкоголиков и наркоманов. Выяснили буквально за два дня, что только в Уфе более 30 таких сообществ действует на сегодняшний день. Людей превратили в рабов, на них зарабатывают», – рассказал Рустэм Хамитов 18 марта на совещании судейского корпуса Башкортостана.

Подобные центры реабилитации от химических зависимостей существуют по всей России. Их нередко создают частные лица, желающие нажиться на чужом горе. На фоне пыток и издевательств (а такие факты часто вскрываются правоохранительными органами в подобных учреждениях) простая эксплуатация труда выглядит довольно безобидно.

В конце октября, например, были взяты под стражу сотрудники реабилитационного центра «Рука помощи» в Амурской области. В учреждении провели обыски после того, как один из пациентов пожаловался, что его там удерживали насильно. Вызволить мужчину не получалось даже у его жены. На основании результатов проверки следователи возбудили уголовное дело по статье 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы».

А в конце февраля суд Красноярского края приговорил к трем годам колонии Артура Гусейнова, одного из руководителей реабилитационного центра под названием «Рассвет», который находится в деревне Лощинка. Мужчину признали виновным в незаконном лишении свободы, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Страдавший от наркозависимости и проходивший реабилитацию житель края умер осенью 2014 года.

В центр «Рассвет» мужчина был помещен по инициативе родственников в июле 2014 года. «При этом был заключен договор об оказании услуг, согласно которому непременным условием результативного прохождения программы реабилитации является добровольное самоограничение гражданином некоторых личных прав и свобод. Но при заключении договора потерпевший какие-либо расписки о добровольном самоограничении не давал, более того, мужчина неоднократно высказывал в адрес администрации желание покинуть центр и даже пытался бежать», – сообщали еще в апреле 2015 года в управлении Следственного комитета РФ по Красноярскому краю.

После очередной попытки уйти один из руководителей центра в качестве наказания окунул мужчину в бочку с холодной водой, заковал в кандалы с 32-килограммовой гирей и бросил в неотапливаемый погреб, температура в котором не превышала 10 градусов тепла. До этого «пациенту» не давали есть около недели. В итоге мужчина просто замерз, проведя в подвале примерно шесть часов. Родственникам же потом сообщили, что он попытался сбежать и замерз в лесу. Заметим, что за услуги центра родители погибшего платили по 20–30 тыс. рублей ежемесячно, но общаться с сыном им не разрешали. Учреждение представляло собой частный дом, на окнах которого висят решетки, а вдоль забора висит колючая проволока.

Интересно, что центр до сих пор работает. Им управляет брат осужденного. В местном же МВД, комментируя произошедшее, заявили, что центр проверяется раз в месяц и пока оснований для прекращения его деятельности нет. По документам учреждение называется «центром социальных услуг», которое не оказывает медицинскую помощь.

В 2014 году Управление СК РФ по Новосибирской области сообщило об уголовных делах в отношении сотрудников реабилитационных центров «Инициатива» и «Успех». Они удерживали страдавших от алкогольной или наркотической зависимости граждан насильно, били их и не давали общаться с внешним миром.

А буквально на днях, 28 марта, Железнодорожный районный суд Новосибирска признал виновными двух жителей города в похищении человека и угоне транспортного средства. Как сообщает Западно-Сибирская транспортная прокуратура, жительница Новосибирска договорилась с руководителем одного из реабилитационных центров о принудительном помещении туда мужа якобы для излечения от алкоголизма. В итоге один из сотрудников центра и двое находящихся на реабилитации нашли мужчину, принудительно посадили его в автомобиль и увезли на «лечение». «Расследование уголовного дела в отношении жены потерпевшего и руководителя реабилитационного центра продолжается», – сообщает надзорное ведомство.

Отзывы на сайте, где представлен рейтинг наркоклиник, также часто говорят о похожей ситуации во многих подобных «центрах»: «Живодеры! Издеваются над зависимыми людьми, бьют, связывают, кидают в подвал и обливают холодной водой!» – пишет пользователь под именем Игорь, оценивая работу одного из центров Краснодара. «Жуткие бандиты. Похитили, вкололи фенозепам, чтоб не сопротивлялся. Избивали, удерживали против воли, не давали позвонить. Чудом спасся», – пишет человек по имени Альберт про другой центр в этом же городе.

«В целом о том, как должна происходить реабилитация, у разных наркологов существуют разные взгляды. Однако места, куда людей незаконно помещают и удерживают без их согласия, применяют методы насильственного характера, в любом случае незаконны», – сказал «НИ» руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон. По его словам, в подобных центрах под видом благого дела часто процветает рабство. «Все эти организации никто не контролирует. Если в правоохранительные органы не поступит сигнал, то они не приедут. Часто в местах размещения таких центров нет даже вывесок. Вспомните: о том, что в частном доме Стерлитамака люди якобы проходили реабилитацию, стало известно лишь после того, как там произошел пожар и погибли люди», – заметил г-н Левинсон. Он также критически относится к ситуации, когда забота о реабилитации зависимых от наркотиков и алкоголя людей возложена на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН): «Я считаю, что этой деятельностью должно заниматься не полицейское ведомство, а Минздрав, так как реабилитация – это один из этапов лечения».

Заметим, что ФСКН в прошлом году создало Управление по координации деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Тем не менее ведомство не проверяет все подряд реабилитационные центры, а лишь помогает тем, которые, на их взгляд, заслуживают государственной поддержки. На сайте ФСКН также можно найти список негосударственных учреждений, куда можно обратиться за помощью, а также памятки, как выбрать хороший реабилитационный центр.

В Германии подчеркнуто гуманное отношение к наркозависимым

Наркозависимого человека только на основании его недуга не увольняют с работы. С больными работают дипломированные психологи и соцработники, с согласия наркозависимого он может быть отправлен на полугодовое лечение, оплачиваемое за счет медицинской страховки.
Вектор работы с наркозависимыми людьми в ФРГ уже почти два десятилетия переориентирован с «репрессивного» на медицинский. К этому изменению общество подтолкнуло распространение среди наркозависимых ВИЧ-инфекции. Было значительно увеличено количество наркодипансеров, организован обмен шприцов, нелегальные наркотики заменены на узаконенные препараты, которые пациент получает раз в день обычно с утра.
Согласно статистическому отчету бюро федерального уполномоченного по наркополитике, в настоящее время в Германии почти 75,5 тысяч человек получают препараты заместительно-поддерживающей терапии. То есть нелегальный наркотик им заменяется на лицензированный препарат: метадон, бупренорфин, суботекс. Помимо этого человеку оказывается социальная и психологическая поддержка.
Препарат (таблетки или жидкость) выписывается сугубо индивидуально, основываясь на истории болезни каждого конкретного человека. Доза метадона постепенно снижается и приблизительно в течение года достигает нуля. Если происходят срывы, терапия возобновляется.
Немецкие наркологи считают, что внесение Всемирной организацией здравоохранения метадона в список жизненно необходимых препаратов совершенно целесообразно и оправдано. Заместительная терапия избавляет наркозависимого от необходимости доставать деньги, как правило, криминальным путем, а его близких – от всех сопутствующих проблем и тягот. Время от времени у больных без предупреждения берут проверочные анализы. И если оказывается, что пациент продолжает принимать нелегальные наркотики, то после предупреждения его могут снять с заместительной терапии.
Адель Калиниченко

"