Posted 29 октября 2013,, 20:00
Published 29 октября 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 04:43
Updated 8 марта, 04:43
В этом году для борьбы с обледенением будет использовано не менее 5,5 млн. тонн противогололедных материалов. Об этом сообщил на днях глава Росавтодора Роман Старовойт. В одной только Москве на борьбу с гололедицей бросят беспрецедентное количество реагентов: 1 млн. тонн. Как отчитался заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, это на 30% больше, чем обычно. Иначе говоря, на каждый из 90 млн. квадратных метров московских дорог придется свыше 11 килограммов химикатов, а на каждого из 10 млн. москвичей – по центнеру.
Стоимость же купленных городом реагентов превышает обычную в разы. Если зимой 2011–2012 года реагенты обошлись столице в 2 млрд. рублей, а прошлой зимой – в 3 млрд., то в наступающем сезоне из городской казны выделят 10 млрд. рублей только на эти нужды.
Экологи уверены, что эти расходы неоправданно велики и даже опасны. «Споры о том, какая соль более и менее экологична, начинаются каждую зиму. На самом деле все соли не особо вредны для человека, но очень способствуют загрязнению, прежде всего, почв», – рассказал «НИ» координатор проекта токсической программы Greenpeace Рашид Алимов. По словам представителя экологической организации, большинство средств для борьбы с обледенением – смеси разных солей, каждая из которых может содержать токсичные примеси, например, ртуть. «Повальное использование солей всегда ведет к так называемому засолению и деградации почв, как следствие – гибели растений, загрязнению вод. Такими средствами надо обрабатывать только необходимые участки», – полагает активист.
В этом году столица будет пользоваться теми же противогололедными препаратами, что и в прошлом. «Жидкими (реагентами) будем обрабатывать дороги при температуре до минус 10 градусов, твердыми – при больших холодах, тротуары будем посыпать мраморной крошкой с аналогом муравьиной кислоты. Эти препараты хорошо себя зарекомендовали в минувшем сезоне», – отметил на днях Петр Бирюков. По его словам, реагенты «нового поколения», которые закупает город, не только менее вредны для окружающей среды, но и снижают количество травм, получаемых москвичами: раньше, по утверждению г-на Бирюкова, в Москве ежедневно фиксировалось примерно 400–450 случаев травмирования на заледеневших улицах, а теперь – около 100.
Войдет ли в число используемых химикатов бишофит (водный хлорид магния), г-н Бирюков не уточнил. Напомним, в прошлом году московские власти начали обсуждать возможные поправки к «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня» – документа, утвержденного всего годом ранее. Поправки должны были расширить перечень разрешенных реагентов за счет бишофита – минерала, запрещенного к использованию в качестве антигололедного средства еще в 2005 году.
Против использования бишофитов тогда высказались экологи и жители столицы, а спустя несколько месяцев – и глава Росприроднадзора Владимир Кириллов: «Реагенты были у нас на экспертизе, мы дали отрицательное заключение». Как уточнил чиновник, основанием для отрицательного заключения стало «большое количество примесей тяжелых металлов и галогенов, второй класс опасности, токсическое влияние на растительность». Кроме того, бишофит образовывал на асфальте маслянистую пленку, что делало поверхность скользкой и увеличивало тормозной путь автомобилей. Представители московского правительства тогда открестились от бишофита. «Мы работали и продолжаем работать с реагентами, прошедшими экспертизу. Никаких новых реагентов мы не использовали и не закупали», – заявил руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, признав, что в порядке эксперимента бишофит, однако, применялся.
В отличие от Москвы, где власти почти ежегодно объявляют о закупке передовых разработок химической промышленности, в других городах продолжают использовать то же средство, что и десятилетия назад. Так, в Ижевске за одни только сутки 23–24 октября на дороги высыпали около 60 тонн противогололедных средств, из которых 51 приходилась на песчано-соляную смесь (ПСС). В Калининграде, как отчитался вчера замглавы городской администрации Сергей Мельников, на зиму заготовили 40 тыс. тонн «пескосоли» и 1 тыс. тонн обычной технической соли. Жителям Красноярска крепко устоять на ногах должны помочь 5 тыс. тонн песка и 1,7 тыс. тонн технической соли. На улицы Санкт-Петербурга этой зимой высыплется 120 тыс. тонн технической соли и 50 тыс. тонн песка. Твердого реагента «Бионорд», который в городе применяется точечно для очистки от наледи водосточных труб, закуплено всего 755 тонн.
В Москве от использования песко-соляной смеси почти полностью отказались еще в начале 1990-х. Состав забивал ливнестоки и засорял тротуары. На смену «пескосоли» пришла техническая соль, негативно влияющая на почву и растительность. С 2002 года в столице начали использовать жидкие реагенты на основе солей калия и магния, а также ацетатные реагенты, которые обладали резким запахом и вызывали приступы у аллергиков и астматиков. Новые реагенты к тому же разъедали кожу и мех животных. После 2005 года количество используемых реагентов в городе сокращалось – все чаще применялась гранитная крошка, которая не способствовала таянию снега, но делала его покров менее скользким. От нее со временем тоже ушли, сославшись на то, что она, как и песок, забивает водостоки.
«В местах со сходным климатом применяется хлористый калий и гранитная крошка. Но калий гораздо дороже поваренной соли, а крошка вызывает проблемы с канализацией», – комментирует ситуацию «НИ» президент Союза потребителей России Петр Шелищ.
В США ДОРОГИ ОБРАБАТЫВАЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗВРЕДНОЙ СЛАДКОЙ СОЛЬЮ
ЗИМОЙ НЕМЦЫ ХОТЯТ ОБОГРЕВАТЬ ДОРОГИ ВУЛКАНИЧЕСКИМ ТЕПЛОМ