Posted 29 июня 2014,, 20:00

Published 29 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Рэкет в законе?

Рэкет в законе?

29 июня 2014, 20:00
В этот четверг в Мосгорсуде начнется суд по жалобе московских автовладельцев, которые требуют запретить властям удерживать автомобили на спецстоянках до оплаты водителем услуг по эвакуации. Они уверены, что машину должны отдавать сразу, а вот счет за ее перемещение и хранение выставлять позже. Недовольство службой эвак
Сюжет
Суды

У московского автовладельца Александра, попросившего не называть его фамилию, в минувшую пятницу эвакуатор увез автомобиль на спецстоянку. «Машину забрали с Луганской улицы, рядом с метро «Царицыно». В течение восьми лет там ставил. А тут пока работал, приехали, поставили знаки «остановка запрещена» и всех эвакуировали. Я видел утром, что гаишники суетились, но не думал, что все так обернется», – пожаловался «НИ» водитель. Ту же историю он рассказал всем, кто 27 июня пришел в Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ), чтобы получить постановление о нарушении и разрешение на выдачу автомобиля. Там он узнал, что стоять ему в очереди не меньше двух часов. Именно стоять: стульев в душном небольшом помещении на всех не хватает.

Массовая эвакуация автомобилей, нарушающих правила остановки или стоянки на улицах Москвы, началась 15 сентября 2013 года. С тех пор многие водители уже успели полюбить ее всей душой: мало того что эвакуаторы сами постоянно нарушают правила остановки и стоянки, так еще и увозят тех, кого удобнее и выгоднее. Часто на спецстоянки забирают машины, которые стоят «не под тем углом», а те, что явно нарушают и мешают, оставляют на местах. Кроме того, сам процесс возврата эвакуированного автомобиля власти превратили чуть ли не в пытку. Водителям приходится отстоять многочасовую очередь в отделении МАДИ, затем сделать то же самое на спецстоянке. Никаких условий для ожидания не создано ни там, ни там.

Решение об эвакуации принимает инспектор МАДИ. Он вызывает эвакуатор, составляет протокол, фотографирует. (На деле же, как наблюдала корреспондент «НИ», инспектор ездит по маршруту с водителем эвакуатора). Для возврата автомобиля нужно узнать по телефону, куда увезли машину, поехать в МАДИ, предоставить документы на машину (если документы остались в машине, то придется доехать на спецстоянку и забрать их), получить протокол о нарушении и разрешение на выдачу автомобиля, затем поехать на спецстоянку, оплатить услугу по эвакуации и забрать своего «железного коня». Кстати, не до всех спецстоянок легко добраться на общественном транспорте.

Автомобилисты рассказывают, что ждать своей очереди в МАДИ приходится часами, а иногда – сутками. «А кто последний? Много человек перед вами? Неужели больше трех часов стоять?», – с такими вопросами заходят люди в небольшую комнатку МАДИ. Для многих сумма, которую нужно отдать (от 5 до 50 тыс. рублей в зависимости от мощности автомобиля), становится сюрпризом. Для приема посетителей есть три окна. Работают из них два: в одном водитель сообщает всю информацию о себе, а в другом ему выдают документы. Очередь стоит в первое окно, а во второе вызывают по имени. Каждый человек проводит у окошка около 10–15 минут. «Я здесь уже полтора часа. Передо мной еще человек 6–8», – рассказывает мужчина.

Оправившись от шока предстоящих трат, люди начинают возмущаться сервисом. «Как они не ценят наше время! Двадцать первый век на дворе, а здесь дышать нечем, даже присесть негде!» – негодует Ирина Селезнева, пенсионер и архитектор, жительница Центрального округа Москвы. «Не могут найти бумажку об эвакуации. Машины нема, бумажки нема!», – возмущается женщина в голубом пальто около окна. «У них даже компьютеров нет. Тот парень потому так долго и стоит у окна», – рассказывает молодая девушка. «Мою жалобу уже два месяца не могут рассмотреть», – возмущается у окошка москвичка Елена Чикина. «Вас слишком много, мы не успеваем!» – оправдываются сотрудники МАДИ. «Зато не нужно думать, чем заняться в выходные. Проведем их здесь», – шутит мужчина. Кстати, корреспондент «НИ» дождалась своей очереди к первому окну через 2 часа 30 минут после прихода в МАДИ.

В ожидании водители делятся своими историями. «Меня эвакуировали с места, где я никому не мешала. Машину поставила на «полукруглой разметке», обозначающей окончание платной парковки у Цветного бульвара. Даже заплатила за 2 часа парковки. Пошла на встречу, а после не нашла свою машину», – рассказала «НИ» Ирина Селезнева. Женщина предполагает, что московские власти начали делать бизнес на эвакуации: когда она пришла на место, откуда исчезла ее машина, ее уже поджидал подозрительный молодой человек: «Он сообщил, что мой автомобиль забрал эвакуатор, и предложил подвезти в МАДИ, а потом до спецстоянки».

Некоторые предприимчивые люди действительно научились наживаться на горе-автомобилистах. Например, таксисты. Московский дизайнер Юлия Маслова оставила свою машину на «аварийке» рядом с другими, поскольку собиралась отойти всего на полчаса. «Не знаю даже, был ли там запрещающий знак. О том, что мою машину эвакуировали, а не угнали, мне рассказал парень из палатки напротив места, где я ее оставила. На вопрос «что делать?» он проводил меня к таксисту. У того была распечатана карта, где ручкой обведено местонахождение МАДИ (неподалеку от метро «Чеховская»). Предложил довезти за 700 рублей от Павелецкого вокзала. Когда мы ехали, он показал несколько улиц, где машины действительно мешают, но их никто не эвакуирует».

До спецстоянки Юлия Маслова добралась на метро и маршрутке. Там перед ней в очереди оказались 3–4 человека. «С меня взяли 5 тысяч 100 рублей за услугу эвакуации. 100 рублей, как мне сказали, – это комиссия, которую берет фирма-поставщик терминалов оплаты. Охранник на спецстоянке рассказал, что мне еще повезло и днем ранее привезли около 140 машин. Люди стояли полночи, чтобы их забрать, – рассказала женщина. – Даже сотрудники МАДИ возмущаются сервисом. Они сказали, мы можем утешаться тем, что в данном случае все равны: возвращать автомобили приходят даже депутаты и различные начальники».

Наживаются на эвакуации не только таксисты: так, корреспондент «НИ» обнаружила несколько интернет-сайтов, предлагающих вернуть эвакуированную машину. Они предупреждают, что возврат транспорта займет от 3 до 8 часов и потребует 3 тыс. рублей на такси. «Менеджер встречается с вами, подписываете документы, мы занимаемся вашей проблемой, а вы – своими делами», – объясняют водителю. Компания предлагает несколько видов услуг: постоять в очередях, собрать все документы и встретиться с водителем у спецстоянки (5600 рублей), собрать документы и привезти машину к владельцу, предоставив тому на время подменный автомобиль (7600 рублей), или получить годовую страховку от эвакуации за 5300 рублей (в этом случае, если вас эвакуируют, компания сделает все, что сказано во втором предложении). На другом подобном сайте, оформление документов стоит 2400 рублей, все процедуры, включая возврат автомобиля владельцу, – 4200 рублей, а страховка – 2000 рублей.

«Очереди возникают иногда потому, что много народу приходит одновременно после работы в 7–8 вечера. А ведь приемная работает круглосуточно. В 8 утра очередей вообще нет», – сказали «НИ» в пресс-службе МАДИ. Однако водители зачастую не могут ждать до утра, ведь бесплатно на стоянке автомобиль хранится всего сутки. «Нам пообещали предоставить приемные на спецстоянках, чтобы водители не ездили в несколько мест. Также инспекция вскоре получит новые здания в разных округах столицы. Там появятся дополнительные приемные», – рассказали в пресс-службе. И добавили, что подавать жалобу не бессмысленно: «С 1 января по 23 июня 2014 года к нам поступило 16 тыс. 48 жалоб, из них 11 тыс. 425 удовлетворено». В пресс-службе МАДИ отметили, что не слышали о бизнесе на возврате эвакуированных машин, и высказали сомнение в его законности.

В Интернете можно найти множество фотографий эвакуаторов, водители которых сами нарушают правила остановки и стоянки. Жалуются и на то, что настоящих нарушителей обычно не трогают. Так, в блоге общества «Синих ведерок» опубликован пост девушки под ником gogol_mogol_99: ее автомобиль чуть не эвакуировали из-за того, что она поставила его не под тем углом по отношению к тротуару. «Все машины – больше 15 штук, кроме моей, мгновенно увезли. За что? Всю жизнь стояла на этом месте без проблем, напротив, у «Европейского», тачки припаркованы в два ряда под запрещающий знак, увозите их», – возмущается женщина. Кроме того, дорожная инфраструктура организована так, что водители зачастую нарушают правила не по своей воле. Например, в официальном отчете «Московского паркинга» за 17 мая присутствуют фотографии устраненных нарушений. На одной из них эвакуируют автомобиль, оставленный на месте нанесенной на тротуаре парковочной разметки, только вот знака, разрешающего парковку, нет, а потому водитель превратился в нарушителя.

«Эвакуацию вообще нельзя рассматривать как решение проблем с нарушителями. Это мера пресечения нарушения, а не наказание. Закон требует, чтобы эвакуировали не только автомобили, которые нарушают, но и те, что мешают движению, но на деле все это превратилось в чисто коммерческое мероприятие, на котором зарабатывают и водители эвакуаторов, и сотрудники спецстоянок, и инспекторы, и московские власти», – отметил в разговоре с «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, все это не имеет никакого отношения к наведению порядка на улицах. «По нашим данным, факт незаконной эвакуации имеет место в каждом втором случае», – сообщил Виктор Похмелкин, добавив, что эвакуаторы еще и создают пробки на дорогах. Эксперт уверен, что появившийся бизнес напрямую связан с московскими властями: «Не зря, когда люди приходят к месту, где раньше стояла машина, их уже поджидают с предложением платной помощи по ее возврату».

«Эвакуация неэффективна в борьбе с охамевшими автомобилистами. Вместо этого она превратилась в способ отжимания большого количества денег у автовладельцев, а также издевательств над ними. Вчера эвакуировали автомобили с Малой Бронной. Люди стоят на дороге, никому не мешают, прямо по разметке, и их машины увозят. Такое происходит сплошь и рядом», – сказал «НИ» координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Он отметил, что процесс обжалования занимает слишком много времени. «Я общался с эвакуаторщиками. Они рассказывают, что должны выполнять план: 5 машин в день. За излишки они получают деньги», – говорит Петр Шкуматов.

Эксперты «НИ» в один голос утверждают, что добиться решения в свою пользу в Мосгорсуде водителям, пытающимся оспорить удержание автомобилей на спецстоянках до оплаты услуг эвакуации, вряд ли удастся: «Московские суды всегда принимают сторону столичных властей», – отмечает Петр Шкуматов. Но законной нынешняя практика, по его мнению, все равно не является: «Удержание автомобиля противоречит законам. Делать это могут только судебные приставы по решению суда». «В КоАП РФ, ст. 27.13, сказано, что каждый регион устанавливает свой порядок хранения, перемещения, возврата транспортного средства. Закон подарил регионам возможность для произвола. Водители могли бы оспорить другой нюанс. В той же статье сказано, что за услугу должно платить лицо, совершившее нарушение. А если его совершил мой племянник? Вы отдайте мне машину, а он пусть платит», – отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

В США неправильно припаркованные автомобили заковывают в «кандалы»

Парковка на улицах Чикаго – платная. В Чикаго, если машина запаркована под запрещающим знаком или на легальной парковке, но бесплатно, водителю придется заплатить не более 25 долларов. Если запаркованная машина при этом мешает выезду или въезду на улицу, а также движению общественного транспорта, то штраф достигает 50 долларов.
Талон об оплате парковки кладется внутри машины возле руля. Если машина запаркована без такого талона, то на стекло автомобиля прикрепляется штрафной талон, а его копия отправляется нарушителю по почте. Контроль над правильной парковкой на улицах Чикаго осуществляют бригады инспекторов из местных транспортных департаментов, работающие круглосуточно.
В случае невыплаты штрафа в указанный срок первоначальная стоимость штрафа возрастает на 25%. При повторном нарушении она возрастает до 50%. В случае неуплаты штрафа в указанный третий срок члены бригады инспекторов надевают на колеса автомобиля специальные замки. Такие случаи являются редкостью, и если они происходят, то только по решению суда. Как свидетельствует чикагский транспортный департамент, за прошедшие полгода инспекторам пришлось всего лишь единожды «обездвижить» автомобиль нарушителя.
Эвакуация как крайняя мера применяется лишь к одному типу нарушителей – тем, кто надолго бросает свои автомобили на бесплатных парковках больших супермаркетов и торговых центров. Их машины увозят на специальных грузовых машинах и оставляют на специальных стоянках для нарушителей. В Чикаго, например, такая «эвакуация» обходится в 100 долларов.
Борис Винокур, Чикаго

"