Рус
Eng
Подарить вторую жизнь

Подарить вторую жизнь

30 апреля 2014, 00:00
Общество
ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ
С наступлением весны у многих возникает желание если не обновить жизнь радикально, то хотя бы приобрести новый автомобиль. Газеты объявлений, сарафанное радио, базары и дилерские центры тянут потенциального покупателя каждый к себе. Как не потеряться в ворохе предложений и на что обратить внимание, чтобы, купив наконец

По данным аналитического агентства «Автостат», динамика автомобильного рынка этой весны очевидна. Все больше людей присматриваются к машинам с пробегом. Рост курса валют, повышение стоимости ряда моделей и негативные ожидания на фоне ухудшения экономических показателей – все это заставляет людей избавляться от накопленных средств. И если на новую машину денег не хватает, то внимание обращается на рынок б/у автомобилей.

Количество таких сделок в России в марте 2014 года составило 512,6 тыс., что на 18% больше, чем в прошлом году. Чемпионы по продажам – это старые Lada седьмой, десятой и четырнадцатой модели. Их реализовано 159 662 штук. За отечественным производителем следуют Toyota с 59 тыс. проданных машин, а также Nissan (26 407 шт.), Chevrolet (20 639 шт.) и Ford (19 525 шт.). В подавляющем большинстве эти сделки заключаются между частными лицами. Люди присматривают подходящую машину по объявлениям или на автобазаре и бьют по рукам.

Через такой алгоритм действий проходили почти все автолюбители. Однако со второй половины прошлого года ситуация сильно изменилась, и на рынке подержанных машин появились дополнительные риски, способные сильно изменить сложившиеся традиции торговли.

«В прошлом году были введены новые правила регистрации в ГИБДД, – рассказывает «НИ» руководитель проектов «Автомобили с пробегом» Chevrolet Алексей Лидков. – Теперь для продажи нет необходимости снимать машину с учета в ГИБДД. Людям предоставили возможность просто подписать договор. А все операции по оформлению машины ложатся уже на нового владельца». Тем самым автоинспекция перестала проверять криминальную чистоту машины перед совершением сделки.

Есть два типа опасностей в таких случаях. Это ворованная машина или кредитно-залоговая. Если в первом случае все понятно и при дополнительных хлопотах можно провести мониторинг покупаемого авто все в той же ГИБДД, то во втором случае есть тонкости, требующие пояснений.

«Некоторые недобросовестные владельцы продают машины, не дожидаясь окончания выплат по кредиту, – раскрывает механизм сомнительных сделок Алексей Лидков. – А так как многие банки уже не требуют сдачи ПТС в залог и в существующих документах никак не отражается кредит, то обмануть покупателя легко. В итоге через несколько месяцев человек может столкнуться с визитом судебных приставов».

Автомобиль попросту конфискуют, если новый владелец не согласится погасить долг перед банком, оставшийся от прежнего хозяина машины. В этом случае необходимо проверять банковскую историю, а доступ к ней имеется только в специализированных центрах.

Кому выгодно?

Экспансия на вторичный рынок привлекательна для автодилеров. На фоне падения продаж новых машин рост бизнеса для них может осуществляться отчасти и там.

«Дилеры тоже несут потери от прошлогоднего падения рынка новых автомобилей, – рассказывал на недавней конференции менеджер «Фольксваген груп РУС» Андрей Измалков. – В этом ключе рынок автомобилей с пробегом выглядит заманчиво».

По данным агентства «Автостат», в структуре прибыли крупных дилерских сетей доля продаж новых машин составляет всего 30%, а сервис и иная техническая работа приближается к 70%. Что же касается подержанных автомобилей, то здесь ситуация противоположная. До 70% прибыли приносит именно их перепродажа. А так как на вторичном рынке совершается почти 8 млн. сделок в год, то активная экспансия на вторичку крупных дилерских сетей – это вопрос времени.

«Сейчас доля дилеров в продажах бэушных машин составляет 20–30%, и нужно учитывать то, что в основном дилеры занимаются реализацией автомобилей до пяти лет», – отмечает PR-менеджер Kia Motors Rus Иван Гущин.

Нужно сказать, что переход активности с автобазара под крышу официальных центров выгоден и простым покупателям. Пусть там машины немного дороже, однако преимущества прозрачности сделок перекрывают эту разницу в стоимости.

«Обращаясь к официальным дилерам по поводу приобретения автомобилей с пробегом, клиенты могут быть уверены, что они не покупают «кота в мешке», – рассказала НИ руководитель департамента продаж автомобилей с пробегом ООО «Тойота Мотор» Елена Колобкова.

Все по инструкции

Чтобы захватить вторичный рынок, требуется решить две задачи. Это гарантия и кредит. С этой целью многими дилерами запускаются программы сертификация подержанных машин. Они предполагают документальную стандартизацию состояния внешнего вида и технического состояния автомобиля с пробегом. Сейчас многим непонятно, как оценить потенциал 3-летней машины. И действительно, как понять, сколько проходит тот или иной сайлентблок или когда потечет радиатор? В итоге банки настороженно выдают кредиты под старые машины. Сертифицирование же дает на эти вопросы четкий ответ.

«Каждый автомобиль проходит комплексную проверку по 136 пунктам, – уточняет г-жа Колобкова. – Затем инспектор заполняет лист инспекции и присваивает автомобилю оценку по 5-балльной шкале. Сертифицированными автомобилями с пробегом Toyota Tested и Lexus Select становятся только автомобили, получившие баллы от «4» до «5+». Кроме того, сотрудники дилерского центра меняют моторное масло, масляные и воздушные фильтры и – в случае износа – тормозные колодки и диски. Получается, что клиент приобретает автомобиль с пробегом, полностью готовый к эксплуатации».

Также программы сертификации помогают снизить стоимость кредитов с существующих 18% до 12–14%, Примерно такие же кредиты выдают за новые машины. Сертифицирование напрямую отражается и на гарантии. Уже сейчас некоторые дилеры дают ее на год или на 30 тыс. пробега.

Для покупателей, обращающихся в дилерские центры, удобен еще и принцип «одного окна». Человек без лишних хлопот платит деньги и уезжает на новой машине. Менеджеры сами проверяют криминальную чистоту, кредитную историю и просматривают банковские базы данных прежних владельцев.

«Мы прогнозируем, что растущий спрос на автомобили с пробегом российские дилеры будут переживать еще лет пять, – рассказывает «НИ» генеральный директор «Независимость-INTRADE» Мартин Эмес. – На некоторых западных рынках дилерами реализуется до 55% от всего объема подержанных машин. Потенциал для роста в этом сегменте еще есть».

Кроме того, развитие вторичного рынка положительным образом влияет и на производство новых машин. «При росте объема продаж новых автомобилей мы наблюдаем рост объемов продаж подержанных. Происходит так называемый цикл смены: человек, покупающий новый автомобиль, чаще всего имеет машину на продажу, которая также оказывается на рынке. Сейчас в России соотношение объемов сбыта новых и подержанных автомобилей составляет 1:2,5», – отмечает г-н Эмес.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter