Posted 29 ноября 2019,, 09:56

Published 29 ноября 2019,, 09:56

Modified 7 марта, 15:15

Updated 7 марта, 15:15

Исследование: российский бизнес заскучал по “лихим 90-м”

Исследование: российский бизнес заскучал по “лихим 90-м”

29 ноября 2019, 09:56
Фото: zen.yandex.com
Большинство опрошенных предпринимателей отмечают ухудшение — по сравнению с 1990-ми — условий работы в России. Если раньше бизнесмены опасались за собственную безопасность и безопасность семьи, то сейчас боятся тюрьмы и потери репутации. Эксперт поддержал пессимистов.

52% бывших и действующих российских предпринимателей уверены, что в 90-х вести бизнес в России было легче, чем в современных условиях, сообщает РБК со ссылкой на результаты опроса, проведенного PwC и аналитическим центром НАФИ.

При проведении исследования бизнесменов условно поделили на две группы. В первую вошли люди 1957-1963 годов рождения — “бизнесмены начала 90-х”, во вторую лица 1980-1991 года рождения — “современные бизнесмены”. Как показал опрос, 55% молодых предпринимателей полагают, что вести бизнес сейчас тяжелее, чем в 90-х, а 38% считают, что легче.

Голоса представителей “старой школы” продемонстрировали обратный результат: что сейчас бизнес вести легче указали 59% опрошенных, а что тяжелее — 39%.

Как говорится в публикации, 42% предпринимателей, которые констатируют улучшение условий для бизнеса, в качестве положительных сторон отмечают расширение возможностей, отсутствие криминала, прозрачность схем ведения дел и более широкую доступность услуг. Бизнесмены, придерживающиеся противоположной точки зрения, говорят о том, что ведению бизнеса мешают административные барьеры, высокие налоги и ограничивающее законодательство.

Российский предприниматель, экономист, управляющий партнер компании “Management Development Group Inc” Дмитрий Потапенко, в комментарии “НИ” пояснил, что в настоящее время ситуация действительно сложнее, поскольку внешний контур неумелого управления сохранился, при этом зарегулированность оставляет мало шансов на успех:

“Сложнее или легче? Вопрос философский — по причине того, что невозможно сравнивать разные временные рамки разным людям. Условно говоря, мы же, находящиеся в 90-х в молодом возрасте, и мы же в 90-е в нашем возрасте оценивали бы это по-разному. Если мы спросим об этом наших условных родителей, легко ли жилось им в это время, то оценки могут быть совершенно другие — они в бизнес не влезали и как его строить — не знали.

По моим оценкам, с точки зрения создания продуктов — под продуктом понимается не только в обязательном порядке что-то производить, но и маркетинговый продукт, а в связи с тем, что рынка не было, он был убит семью десятилетиями закрытости, как таковой, из-за абсолютного неумения управлять экономикой, — то было проще. Если ты начинал образовываться, пусть и достаточно топорно, перспектив у тебя было больше. Это с одной стороны.

С другой, поскольку образовывались не только мы, но и образовывались бандитские структуры, навыки которых потом переняли те, кого мы ошибочно называем государством, в этом была существенная проблема.

Я могу сказать, что начинать бизнес в 90-х было проще просто потому, что были иные условия. Сейчас вести бизнес в России сложнее, потому что остался тот же внешний контур — это неумение управлять экономикой, который привел к фактически фатальному падению платежеспособного спроса. И дальше будут такие же ухудшения”.

"