Posted 28 сентября 2011,, 20:00

Published 28 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Закрыть книгу

Закрыть книгу

28 сентября 2011, 20:00
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что романы Владимира Набокова «Лолита» и Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» следует проверить на предмет пропаганды педофилии. В беседе с «НИ» отец Чаплин пояснил, что в этих про

Как уже рассказывали «НИ», в 2009 году Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль) обнаружила в некоторых произведениях признанных российских и мировых писателей «пропаганду наркотиков», в связи с чем тогда даже было предложено не выдавать «неблагонадежные» книги на руки посетителям библиотек. Так что определенные традиции борьбы с классической литературой в новейшей истории нашей страны уже положены.

По словам Всеволода Чаплина, сейчас в России начинается кампания за легализацию педофилии и нужно ребром ставить вопрос о том, является ли пропаганда преступления сама по себе преступной. «Состав преступления» был найден почему-то именно в сочинениях «Лолита» Набокова и «Сто лет одиночества» Маркеса. «Меня спросили, что я думаю по поводу этих двух произведений. Объективно говоря, в них романтизируются половые отношения между взрослыми людьми и детьми, – поделился своим мнением с «НИ» отец Чаплин. – Сейчас вообще идет широкая общественная дискуссия по случаям лоббирования педофилии. В частности, по поводу учебника Геннадия Дерягина, в котором прямым текстом оправдываются действия педофилов».

Бороться с педофилией в литературе проще, чем в жизни.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Напомним, что ранее Русская православная церковь обращалась в органы прокуратуры с призванием дать правовую оценку учебнику преподавателя и заведующего кафедрой судебной медицины Северного государственного медицинского университета Архангельска (СГМУ) Геннадия Дерягина.

В скандальном учебнике, по которому курсанты Московского университета МВД РФ изучают «криминальную сексологию», содержатся сомнительные утверждения о том, что современное понятие педофилии как общественно опасного сексуального извращения и медицинской патологии является «порождением воинствующего пуританства и феминизма в культурах западных стран в последней четверти XX века» и что «мальчики-подростки нередко охотно идут на добровольные сексуальные контакты с взрослыми».

Руководитель Гильдии лингвистов-экспертов России профессор Михаил Горбаневский предположил в беседе с «НИ», что к бескомпромиссным утверждениям г-на Чаплина следует относиться лишь как к частному мнению и не драматизировать ситуацию: «Это заявления в духе Льва Толстого «Не могу молчать». Оценкой литературных произведений на предмет содержания в них экстремистских призывов, пропаганды ксенофобии, насилия или сексуальных извращений должны заниматься эксперты: литературоведы, филологи, сексологи и психологи. И вряд ли это касается произведений, которые входят в золотой фонд художественной литературы. Эдак можно дойти до того, что и Шекспир в «Ромео и Джульетте» педофилию разводил».

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С КНИГАМИ УХОДИТ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

На протяжении всей мировой истории церковные и светские власти пытаются оградить беззащитное человечество от тлетворного влияния «нехороших» книг. Так, в 1557 году при папе Павле IV был выпущен «Индекс запрещенных книг», в который, к примеру, вошли и по нынешним меркам весьма фривольный, но ставший тем не менее мировой классикой и очень популярный до сих пор у читателей роман Боккаччо «Декамерон», а также политический трактат «Государь» Никколо Макиавелли. Добавим, что весьма жесткие меры на протяжении не одного десятилетия принимало и руководство СССР в отношении тех писателей, чьи взгляды расходились с официальной идеологией.
Анастасия СИДОРОВА