Рус
Eng

На пути к системному подходу

На пути к системному подходу

На пути к системному подходу

28 февраля 2012, 00:00
Общество
ВИЛЕН АКОПОВ
Вопрос, куда пойти работать после диплома, встает в России все более остро. По свежим данным, озвученным главой Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым, уровень безработицы среди выпускников достигает почти 30%. При этом социологи Высшей школы экономики полагают, что через несколько лет найти работу по своем

Одной из причин сложившейся ситуации стало разрушение советской системы трудоустройства, когда между учебными учреждениями и работодателями образовалась огромная пропасть. Такое мнение озвучила общественный деятель Тина Канделаки в ходе встречи со студентами факультета политологии МГУ: «Сегодня в наукоемкой промышленной сфере задействовано около 5 млн. человек. А вузы ежегодно выпускают 750 тыс. человек. Я уверена, что если промышленный сектор сформирует запрос на таких людей, мы переломим тенденцию, когда выпускники не работают по специальности».

Неоднозначно складывается ситуация с выпускниками и в Европе. В ряде стран, например в Греции, финансовый кризис больнее всего ударил именно по молодым дипломированным специалистам. Вместе с тем для благополучных Германии или Великобритании эта проблема пока незнакома. В Британии безработными являются лишь 3,5% выпускников. Согласно немецкому Статистическому агентству высшего образования (HIS-HF), неустроенность среди выпускников университетов Германии составляет всего 4%. Поиск работы в стране на свои плечи берут сами учебные заведения. Специальные консультанты помогают студентам составить резюме, учат их правилам поведения на собеседованиях, организуют встречи с работодателями. Если вузы ощущают перенасыщенность кадров в каком-либо направлении рынка труда, то снижают набор на соответствующие специальности.

Как отмечают эксперты, от российских вузов такой сознательности требовать пока рано. «На сегодняшний день многие российские вузы готовы принимать совершенно разных людей, в том числе и не готовых учиться. Для таких заведений невозможно установить какую-то высокую планку. И хотя неформально российские абитуриенты уже сейчас смотрят на процент трудоустройства выпускников тех или иных образовательных учреждений, до решения проблемы еще далеко», – комментирует старший научный сотрудник центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Дмитрий Павлов.

«Тина права. Государство могло бы координировать взаимодействие рынка и образования за счет рациональных механизмов стимулирования – денежных грантов, поощрения в зависимости от результативности взаимодействия. Но это не должна быть какая-то бюрократическая процедура, которая просто написана и лежит», – говорит замруководителя отдела содействия трудоустройству факультета экономики МГУ Ольга Хозяинова. Такое же мнение озвучивает академик РАО Борис Бим-Бад: «Я вижу абсолютную необходимость страны в государственной программе по созданию рабочих мест с обязательным предоставлением жилья для молодых людей. Молодой человек должен чувствовать, что он не лишний на пиру жизни».

При этом, как показывает опыт «круглых столов», организованных Канделаки в рамках Общественной палаты, работодатели уже сегодня готовы сотрудничать с вузами. Однако им необходимы гарантии со стороны молодых кадров, что те не изменят своей профессии впоследствии. «У нас действует кафедра на физтехе, мы работаем со студентами по искусственному интеллекту, они пишут диссертации прямо у нас в компании и остаются у нас работать. Это можно распространить на все вузы России», – говорит основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян. Кроме того, необходима большая активность и со стороны образовательной системы, которая на сегодняшний день не готова к комплексному взаимодействию с рынком. «Мы хотим перейти от спонсорства в образовании к партнерству с ним и всячески одобряем планы по введению новых организационно-правовых форм учебных заведений. Бизнес хотел бы получить право на учредительство учебных заведений», – подтверждает его слова президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Не так давно свое концептуальное видение реформы российского образования озвучил и премьер Владимир Путин. Она должна отвечать необходимости создания в стране 25 млн. рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных областях. В связи с этим государство просто не может позволить себе неэффективные вузы. «Когда больше половины студентов очного обучения, начиная с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей профессией работают где-то практически на полную ставку, – это значит, что мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование – больше 100 миллиардов рублей в год», – отмечает Путин, предлагая провести аудит среди российских вузов, чтобы выяснить, какие из них достойны государственного финансирования, а какие – нет. Также, по его мнению, необходимо развивать систему прикладного бакалавриата, нацеленного на практико-ориентированное обучение как раз для промышленности в сочетании с программами высшего образования.

Однако это все дело будущего. А пока из-за отсутствия системного подхода в современной России сложилась своеобразная практика трудоустройства. Согласно опросам, более 70% студентов после окончания обучения рассчитывают на помощь родителей или близких родственников в вопросах поиска работы, а попросту планируют заполучить место «по блату».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter