Posted 24 ноября 2015,, 21:00

Published 24 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Те же двадцать

Те же двадцать

24 ноября 2015, 21:00
Военная коллегия Верховного суда оставила без изменения приговор режиссеру Олегу Сенцову и гражданскому активисту Александру Кольченко, которые ранее получили соответственно 20 и10 лет лишения свободы за терроризм. Таким образом, доводы защиты о неверной квалификации дела и непричастности Сенцова к поджогам в Крыму суд
Сюжет
Суды

Апелляционную жалобу на приговор рассматривала тройка судей во главе с Александром Вороновым. Осужденные участвовали в заседании по видеосвязи из ростовского СИЗО. Они отказались выступать в свою защиту; Сенцов также отказался вставать по требованию судьи, заявив, что телевизор он обычно смотрит сидя.

Адвокаты осужденных заявили, что дело рассматривалось с многочисленными нарушениями, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По словам адвоката Светланы Сидоркиной, суд признал террористическим сообществом группу людей, которые «периодически встречались и обсуждали происходящее на полуострове». «Это не дает оснований считать их террористами», – заявила Сидоркина.

Адвокат Сенцова Владимир Самохин подчеркнул, что в деле нет описания, как именно режиссер создавал террористическое сообщество и как им управлял. «Ни один из свидетелей не смог сказать, какую идеологию насилия пропагандировали обвиняемые и каким образом они относились к «Правому сектору», – подчеркнула Сидоркина. Защитники специально попросили у «Правого сектора» справку о том, что ни Сенцов, ни Кольченко в организацию не входили, но суд этот документ проигнорировал.

Кроме того, адвокаты усомнились, что поджоги, в причастности к которым обвиняют Сенцова и Кольченко, были правильно квалифицированы (их признали терактами). В частности, Сидоркина указала, что террористы обычно берут на себя ответственность за свои деяния; в данном случае «поджигатели» же от своих деяний всячески открещиваются. К тому же поджоги не оказали никакого влияния на события в Крыму, до задержания Сенцова и Кольченко о них никто не знал. Сидоркина также добавила, что потерпевшим от одного из поджогов признано отделение партии «Единая Россия», которого на тот момент в Крыму не существовало. Адвокаты также обратили внимание на обвинения в хранении оружия. По мнению Владимира Самохина, суд не учел, что Сенцов не жил в квартире, где нашли боеприпасы.

Особое возмущение защиты вызвало то, что суд первой инстанции не обратил внимания на заявление предполагаемого подельника «террористов» Геннадия Афанасьева о пытках. В ходе одного из судебных заседаний он отказался от показаний на Сенцова и Кольченко, заявив, что дал их под давлением. Афанасьев говорил, что его душили противогазом и голым запирали в камере, напомнил адвокат Сенцова Дмитрий Динзе.

По словам адвоката, в ходе судебного следствия свидетели обвинения постоянно путались, не могли припомнить ни время, ни даты, ни имена «террористов». Кроме того, Динзе указал, что давление оказывалось и на адвокатов. Когда защита начала представлять свои доказательства, адвокатам намекнули на их возможную причастность к экстремистской организации.

Решение Верховного суда оставить приговор в силе Динзе назвал ожидаемым. По его словам, это сделано «в угоду той эпохе, которая у нас идет сейчас в России». Светлана Сидоркина заявила, что защита будет ставить вопрос об отбытии наказания на Украине.

Напомним, Сенцов был осужден как создатель и руководитель террористического сообщества, а Кольченко – как участник ячейки. По данным следствия, оба мужчины, а также их подельники Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев, состояли в местном отделении «Правого сектора», деятельность которого запрещена в РФ. Группе приписывались поджоги штабов «Русской общины Крыма» и «Единой России» в Симферополе в апреле 2014 года. Власти полагают, что террористы вели подготовку к еще двум взрывам 9 мая – памятника Ленину на привокзальной площади Симферополя и мемориала Вечный огонь в парке имени Гагарина, но их планы сорвали правоохранители.

Чирний и Афанасьев признали свою вину и были приговорены к семи годам лишения свободы. Кольченко вменяется лишь один эпизод – участие в поджоге окна штаба «Единой России». Он признает, что причастен к этому, но считает это акцией протеста против ввода в Крым российских солдат. Ни Кольченко, ни Сенцов не признают обвинений в терроризме. По словам и защиты, и обвиняемых, режиссер вообще не имеет отношения к поджигателям.

В защиту Олега Сенцова ранее выступили многие российские правозащитники и деятели культуры. На этой неделе польский актер Даниэль Ольбрыхский рассказал журналистам о своей переписке с Михалковым, в которой тот заявил, что будет делать все возможное для освобождения Сенцова.

"