Posted 24 октября 2007,, 20:00

Published 24 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

«Протон» преткновения

24 октября 2007, 20:00
Вчера завершилась эпопея с приостановкой запусков с космодрома Байконур ракет-носителей «Протон». Премьер-министр Казахстана Карим Масимов подписал разрешение на старт «Протона-К», который должен вывести на орбиту три спутника системы ГЛОНАСС. Разрешены и все последующие пуски. Тем не менее Роскосмос пока не достиг с к

Пожалуй, ни один космический старт не причинил нашим специалистам на Байконуре столько нервотрепки, как тот, что должен состояться завтра.

Решение о вывозе ракеты-носителя «Протон-К» на стартовую площадку было принято вечером 21 октября. При этом на заседании правительственной комиссии отмечалось, что предстартовая подготовка может быть прервана из-за отсутствия разрешения на проведение запуска с территории Казахстана. Старт не состоялся 22 октября еще и по другой причине. После попытки установки ракеты была выявлена техническая неисправность, и «Протон» вернули в монтажно-испытательный корпус.

Дата взлета была перенесена на сегодняшнее утро. Однако руководство Казахстана попросило и этот старт отложить, поскольку 25 октября отмечается национальный праздник – День Республики. Ничего подобного раньше не бывало, и на Байконуре опасались, что запуск придется откладывать еще не раз. В середине дня опасения развеялись. Премьер-министр Карим Масимов преподнес Роскосмосу праздничный подарок – снял запрет на запуски всех видов «Протона».

Напомним, что запрет был наложен после аварии носителя с японским спутником, произошедшей 6 сентября. Тогда на 135-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателя второй ступени, и обломки «Протона» рухнули в казахской степи. К счастью, обошлось без жертв, однако на месте падения образовалось множество воронок, размер самой крупной из которых был в диаметре 45 метров, а глубина – 20 метров. Кроме того, в упавшей ракете оставалось 200 с лишним тонн гептила, высокотоксичного топлива. Российская сторона провела рекультивацию и детоксикацию почвы, а казахская – выставила нам счет в сумме 60,6 млн. долларов.

Падение «Протона» стало на долгих полтора месяца камнем преткновения в отношениях тех, кто эксплуатирует Байконур, с теми, кому принадлежит земля, на которой он построен. Роскосмос просил снизить сумму штрафа, Казахстан не уступал. Под угрозой срыва оказалась программа ГЛОНАСС. До конца этого года Россия должна вывести на орбиту 6 навигационных спутников, которые пополнят группировку из 18, уже летающих вокруг Земли.

К счастью, вчера напряжение спало. С возобновлением пусков «Протонов» Роскосмос не только продолжит осуществление своих проектов, но и выполнит обязательства перед зарубежными партнерами. Ведь за последние 10 лет было осуществлено 42 коммерческих запуска «Протонов». На 18 ноября назначен вывод на орбиту с помощью такой ракеты спутника связи «Сириус-4», предназначенного для обеспечения широкого спектра услуг на территории Европы и в Африке.

Что же касается выплаты штрафа – переговоры об этом решено завершить к декабрю.

ТАРАКАНЫ-КОСМОНАВТЫ СТАЛИ РАЗМНОЖАТЬСЯ

Воронежские тараканы, совершившие полет на биоспутнике «Фотон-М», не только остались живы-здоровы, но и начали производить на свет потомство. Вот что рассказал «НИ» куратор проекта, ассистент кафедры биологии и экологии Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) Дмитрий АТЯКШИН:
– Главная цель эксперимента – влияние космического полета на биологические циклы и эмбриональное развитие насекомых. Нам показалось интересным узнать, какое будет потомство, зачатое в условиях невесомости. В воскресенье потомство в количестве 33 особей принесла самка по кличке Надежда. Следует отметить, что на земле эти насекомые приносят от 20 до 50 малышей. Поэтому результат нашей Надежды вполне неплох. Все родившиеся ведут и чувствуют себя хорошо, с аппетитом питаются и пьют. И, в общем, ничем не отличаются от своих земных собратьев. Единственное, что бросается в глаза, – изменение окраса. Новорожденные тараканы – поначалу почти прозрачные и лишь спустя какое-то время обретают коричневый цвет. Наши потемнели быстрее. Возможно, произойдут еще какие-то перемены. Но сказать об этом мы сможем не раньше, чем через месяц.
Андрей ЛЕОНОВ

"