Posted 24 февраля 2011,, 21:00
Published 24 февраля 2011,, 21:00
Modified 8 марта, 06:33
Updated 8 марта, 06:33
В Москве становится популярным «ярнбомбинг» – буквально «пряжеметание», которое также называют «вязаным граффити». Участницы движения создают чехлы для фонарных столбов, обвязывают скамейки и дарят обновки городским памятникам. Когда в столице морозы только начинали крепчать, две сердобольные горожанки надели на скульптуру Михаила Шолохова на Гоголевском бульваре веселую полосатую шапочку. Интересно, что скульптура не в первый раз становится объектом «позитивного вандализма» – прошлой весной в лодке Шолохова появилось с десяток зайцев, слепленных из снега. «Автор памятника Александр Рукавишников на соседей писателя отреагировал позитивно, он считает это свидетельством того, что памятник живет, что он успешно интегрировался в городскую среду», – пояснил «НИ» начальник отдела охраны художественного наследия столичного департамента культуры Сергей Половинкин.
Вот и представитель ГУП «Гормост», в чьем ведении находится памятник, назвал акцию по утеплению Шолохова «милым баловством». Юристы также не видят в этом ничего криминального. «Переодевание памятника нельзя классифицировать как акт вандализма, потому что прежний внешний вид легко вернуть, – пояснил «НИ» юрист Василий Моисеев. – С точки зрения авторских прав тут тоже придраться не к чему. Максимум, что может грозить «монументальным стилистам», – ответственность за хулиганство, и то в зависимости от того, во что именно скульптуру одели».
Создатель «Тихого Дона» – далеко не первая «жертва» смены имиджа. «На Спасской башне Кремля в XVII веке были обнаженные статуи-«болваны», вызывавшие неудовольствие у москвичей, – рассказал «НИ» координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. – Горожане сочли их непристойными, поэтому статуям сшили костюмы, которые регулярно обновляли». Несколько веков спустя, в 1998 году, по распоряжению городских властей временно прикрыли обнаженные части тела «Рабочего и колхозницы». Специально сшитые одежды цветов российского флага позволили собрать начальный капитал для фонда по восстановлению памятника. С 2005 по 2008 год на время новогодних праздников скульптуру Юрия Долгорукого по инициативе его тезки Лужкова наряжали в красно-белую шубу и шапку. Правда, архитекторы обижались, когда горожане называли основателя Москвы Дедом Морозом: по их задумке, в честь торжества князь облачался в традиционный выходной костюм.
Идея полюбилась и студентам. Так, выпускники ММА им. Сеченова обматывают памятники Пирогову и Сеченову бинтами, а на головы им надевают медицинские шапочки. У дипломантов Военного университета Минобороны принято одевать участников скульптурной композиции рядом с общежитием в форменную одежду. А некоторые студенты Московского физико-технического института после успешной сдачи экзамена по физике «благодарят» памятник Николаю Жуковскому в Подмосковье, надевая ему шляпу. Российских писателей молодежь также стремится одеть, как лондонских денди. Например, на скульптуре Сергею Есенину на Тверском бульваре в теплое время года регулярно красуется новый галстук, и порой не один. А его соседа – памятник Александру Пушкину – в мае 2005 года нарядили футбольным фанатом! Москвичи поделились шарфом-«розой» в честь того, что ЦСКА стал обладателем Кубка УЕФА.
Тем не менее большинство опрошенных «НИ» экспертов «модные приговоры» памятникам не одобряют. «Хорошо, если люди не боятся подступиться к памятнику, – считает Константин Михайлов. – Думаю, Петр I или Феликс Дзержинский вряд ли вызвал бы такой энтузиазм. Очень важно, кого и с какими намерениями наряжают. Пионерская пилотка на статуе святого выглядела бы оскорбительно. Памятник Минину и Пожарскому в силу возраста находится в не очень хорошем техническом состоянии, поэтому шапочки или шарфы я бы не рисковал на них водружать».
«На мой взгляд, памятник – это дань уважения человеку, в честь которого он создан. К нему надо относиться с почтением, возлагать цветы к подножию, но не трогать руками, – говорит Сергей Половинкин. – Ведь никому не придет в голову на кладбище нацепить шапку на бюст усопшего».
Мода на переодевание охватила всю Россию
Купальники для статуй нудисток