Posted 24 апреля 2019,, 09:28

Published 24 апреля 2019,, 09:28

Modified 7 марта, 16:15

Updated 7 марта, 16:15

Свой в доску: почему сериальный Мюллер стал таким популярным

Свой в доску: почему сериальный Мюллер стал таким популярным

24 апреля 2019, 09:28
Советские зрители вычитывали критику власти в репликах самого популярного персонажа знаменитого сериала «17 мгновений весны»
Сюжет
Былое

Интересную версию популярности Мюллера в исполнении Леонида Броневого выдвинул в своем блоге Антон Александров:

«Действительно, в сериале Мюллер формально обозначен, как палач и военный преступник, как изворотливый и циничный человек. Однако зрители любят именно его! Любят его почти как Штирлица! Как так?

У Мюллера на самом деле и роль то второстепенная, как по сценарию , так и по хронометражу сериала. Однако почти все анекдоты именно про Штирлица и Мюллера!

Вам не кажется это странным?

Может все дело в Леониде Броневом, который создал обаятельный и привлекательный образ? Но на контрасте у нас есть лучезарный образ душки Шеленберга, однако всем же понятно, что персонаж Табакова - это обаятельный подлец. И Мюллер по замыслу авторов должен был остаться в нашей памяти именно таким - умным и хитрым интриганом. Но что-то пошло не так.

А дело в том, что персонаж Броневого озвучил мимоходом несколько, казалось бы, второстепенных тезисов, которые идеально легли на советскую действительность 70-х годов. Давайте вспомним некоторые из них.

  1. Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы. А давать руководящие указания может даже дрессированная шимпанзе в цирке.
  2. Не очень-то я верю тем, кто вертится вокруг начальства и выступает без нужды на наших партийных митингах. Бездари. Болтуны. Бездельники.

Плюс еще несколько диалогов, где Мюллер выступает эдаким адвокатом дьявола. То есть, формально он вроде как обличает немецкую действительность, однако всем интуитивно понятно, что его критика идеально укладывается в современный советский контекст. Золото партии и вот это все.

По сути, данные монологи произвели эффект разорвавшейся бомбы. Ведь фразы типа - "Что-то вас на эпитеты потянуло? Оставьте эпитеты нашим партийным бонзам"! в советском кино нельзя было представить и в страшном сне. Хотя фильмы с критикой КПСС в СССР выходили, как это ни странно. Например, фильм "Премия" 1974 года с Леоновым и Янковским в главных ролях. Но тезисы "Премии" и рядом не стояли с фигой в кармане от сценариста Юлиана Семенова.

В итоге, почти все монологи Мюллера выстроены так, чтобы лить бальзам на души простых советских граждан. Именно поэтому Мюллер парадоксальным образом казался нам "своим в доску". Кстати, когда Броневого спрашивали - "Как вам удалось так удачно сыграть эту роль"? - он искренне отвечал: "Не знаю, я вообще этого фашиста играть не хотел."»

"