Posted 22 сентября 2004,, 20:00

Published 22 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

По морям, по волнам

По морям, по волнам

22 сентября 2004, 20:00
Принято считать, что Москва получила свое название от реки, на которой в свое время был основан город. Так это или нет, но трудно поспорить с тем, что именно Москва-река, а не Тверская или Новый Арбат должна считаться главной улицей города. Ведь в отличие от сухопутных дорог, которые прокладываются людьми и от них же з

Практически все столицы мира имеют свою главную реку, и каждой из них водная артерия придает особенный, неповторимый колорит. Сена – в Париже, Шпрее – в Берлине, Влтава – в Праге, Темза – в Лондоне, Дунай – в Вене… В Москве, к сожалению, долгое время преобладали высокие безлюдные набережные, отрезанные от людей множеством машин, мосты в многокилометровой отдаленности друг от друга, одинокие теплоходы «Москва» как образцы социалистического отдыха, безликие причалы, пустынные акватории водоотводного канала и Яузы. Город жил сам по себе, отдельно от реки.



Москва-река может стать «олимпийской трассой».

Заявка на будущее

Два года назад проходила уникальная выставка – «Город и река». Она продемонстрировала очевидную вещь – пришло время включить реку в естественную городскую среду. Эта идея подтвердилась интересными, незаурядными проектами, а также примерами того, как «работают» реки и озера в крупнейших европейских столицах – Амстердаме, Берлине, Стокгольме и Париже. После этого стало ясно, что московский речной трамвайчик, традиционно воспринимаемый нами как символ городской романтики, на самом деле не совсем то… Вот каналы Амстердама не просто живут – они бурлят жизнью. Чего стоит, к примеру, жилой квартал, в котором трехэтажные домики вырастают прямо из воды. Или низенькие набережные с многочисленными летними кафе, заставленные лодками и катерами так густо, как московские улицы автомобилями. Не менее тесно связаны со своей рекой Париж и даже строгий Берлин.

На выставке был представлен интересный проект «Развитие туризма и культурных функций на основе использования акваторий и набережных Москвы-реки». Предлагалось создать пять пешеходных зон у воды – у гостиницы «Россия», рядом с храмом Христа Спасителя, на Шлюзовой, Болотной и Крымской набережных. У каждой из этих пешеходных зон могли бы причаливать комфортабельные туристические суда, здесь можно было бы устраивать водные праздники и карнавалы, выставки уникальных судов. Особая роль в проекте отводилась Крымской набережной, где можно построить «Арт-пирс», а рядом с ним – «Арт-мачту» высотой в пятьдесят метров, по сути, клуб архитекторов и дизайнеров, выдержанный в стиле русского авангарда двадцатых годов.

А еще можно организовать музей кораблей, подобный тому, что есть в Амстердаме и Стокгольме. И пусть Москва город не приморский, интересные экспонаты обязательно найдутся. К примеру, реконструкции старинных русских кочей, стругов и лодей могли бы быть выставлены на Пречистенской набережной, тогда как пароходы XIX века нашли бы пристанище на Космодамианской. А вот экспозиция «Подводный флот» была бы весьма кстати у Экспоцентра. Интересных предложений на выставке было немало.

С тех пор в Москве дело вроде бы стало сдвигаться с мертвой точки. Во всяком случае рядом с новыми

Пешеходный мостик через Яузу.

пешеходными мостами появились нижние набережные, с которых до воды рукой подать. В завершение театральной Олимпиады на Москве-реке состоялось грандиозное представление, доказавшее, что водные просторы в городе могут быть с успехом использованы для массовых зрелищ.



В Яузе можно будет купаться

Масштабные планы отражены в «Концепции восстановления и реабилитации малых рек», принятой экологическим советом при мэре Москвы. В городе протекают более 140 рек и ручьев. Самые крупные – Яуза (48 км), Сходня (47 км) и Сетунь (38 км). В первую очередь взялись за Яузу. Уровень воды в ней понизили на метр, и специалисты занялись чисткой русла, ремонтом набережных, благоустройством прилегающих территорий. Особенно интенсивно эти работы велись в районе Семеновской, Рубцовской, Госпитальной, Лефортовской, Красноказарменной, Золоторожской и других набережных в центральной части.

Более чем 250 предприятиям, расположившимся на ее берегах, были вручены официальные предписания привести в порядок или построить заново свои очистные сооружения. Дело в том, что лишь пятая часть промышленных сточных вод должным образом очищается. В целом же городу не хватает 109 очистных станций.

Заметные преобразования коснулись и верхнего течения Яузы. Так, возник проект обустройства значительной прибрежной территории в Свиблове. «Проекты благоустройства рекреационной зоны двух участков берега, от улицы Широкая до проезда Дежнева, уже реализуются, – рассказывает президент Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Таисия Вольфтруб. – Территория очень сложная. Река и прибрежные участки зажаты между жилой и промышленной зонами. Множество заболоченных участков, свалок, гаражей, кострищ, огородов... Но и там можно создать развитую инфраструктуру для комфортного отдыха, превратить ее в цепь живописных парков».

Что это значит – привести в приличный вид беспорядочные лесные заросли, благоустроить пешеходные дорожки, соорудить спортивные площадки, организовать места для отдыха, где выделены стационарные пикниковые участки – объяснять не надо. В Свиблове же решили устроить пляжи (сейчас в городе лишь 13 официально разрешенных мест для купания) и восстановить комплекс зданий старинной усадьбы, а на правом берегу реки, на живописном холме, заново возвести ранее существовавший усадебный парковый павильон с кольцевым прудом и цветниками…

«Прочищены» также Лихоборка и Каменка в месте впадения в Яузу. «Сто тонн мусора вывезли с Сетуни, – сообщили на одной из пресс-конференций представители Москомприроды. – Река задышала. Но сделано только 80 процентов необходимой работы».

А если кто помнит сточную канаву в Братееве, в которую была превращена речка Городня, сейчас удивятся: неужели из нее сделали прекрасное место отдыха, с «нормальными» берегами, прилегающим бульваром. Изменилась и Раменка в районе новой Олимпийской деревни, на улице Удальцова. О легендарной Неглинке как о реке все уж позабыли. А она вдруг вернулась из небытия и вновь стала неотъемлемой частью Александровского сада и торгово-развлекательного комплекса «Охотный Ряд». Но главное, ее пример показал, что нет смысла загонять естественные водные потоки в трубы.

Без малого 30 км составит общая протяженность открытых русел малых рек столицы, которые уже в ближайшем будущем планируется освободить из коллекторов. Всего на первом этапе планируется открыть русла девяти рек. На Нижней Яузе откроют часть Хапиловки (это левый приток реки, впадающий в нее на Преображенской набережной) и Серебрянки (одного из притоков Хапиловки); общая протяженность открытых русел здесь составит 8 км. В Замоскворечье на поверхность выпустят участки Чуры (или Чертороя, реки, впадающей в Москву-реку у Автозаводского моста), ее левого притока Кровянки и реки Котловки, правого притока главной столичной реки, впадающего в нее у моста Малого кольца Московской железной дороги (общая протяженность 2 км). На востоке освободят почти 10 км Нищенки (левого притока реки Москвы, впадающего в нее ниже Печатников) и ее притока Пономарки (Чурилихи), а на западе – 2,5 км протекающего в трубе под Филями и Кунцевом правого

Под Водоотводным каналом вскоре появится огромный паркинг для автомобилей.

притока реки Москвы речки Фильки (Хвильки). Также на волю выпустят около полутора километров Таракановки, впадающей в Москву-реку около 2-го Силикатного проезда. Предположительно работы будут завершены в 2006–2007 годах. Кроме того, рассматривается возможность частичного освобождения рек Очаковки, Наверашки, Кипятки, Битцы, Гордянки, Чертановки, а также двух ручьев – Шмелевского (вдоль Воронежской улицы) и Ржавки (в парке «Ровесник»). Возможно, именно их «откроют» во вторую очередь.



Соединяя берега

К 2010 году на Москве-реке намечено построить

3 автомобильных моста и Мневниковский транспортный тоннель под Филевским парком, а также

5 пешеходных мостов – на Водоотводном канале, два из Марьино в Братеево, к Новоспасскому монастырю из Замоскворечья, и на Химкинском водохранилище. Яуза «проработана» полностью. Всего на реке до 2020 года намечено построить

2 автомобильных и 16 пешеходных мостов. Автомобильные мосты разместятся по трассе 4-го транспортного кольца и по трассе дублера Ярославского шоссе.

В Северо-Восточном административном округе предполагается возвести горнолыжный склон, и это обстоятельство учитывается в проектировании четырех мостов через реку Чермянку. В Центральном административном округе будет сооружен пешеходный мост между набережными Академика Туполева и Золоторожской. Немного позже появится пешеходный мост между Рубцовской и Семеновской набережными.

Строительство мостов тесно связано с выводом предприятий из черты города. Например, только в Восточном административном округе, на территории реорганизуемых заводов «Красный богатырь» и «Полиграффольга», на месте которых появятся жилищные комплексы, от Богатырского до Оленева мостов ориентировочно будет построено 6 пешеходных мостов.

В фарватере Олимпиады

Москва выдвинула свою кандидатуру на право проведения Олимпийских игр в 2012 году. Удачно преодолела первый отборочный этап и теперь конкурирует только с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Мадридом. Основным козырем в концепции проведения столь масштабных соревнований стала ее главная водная артерия. Игры пройдут на спортивных площадках, расположенных вдоль Москвы-реки, и она станет и великолепным фоном для состязаний, и основной транспортной связующей между всеми объектами.

Предполагается, что во время Игр более 60 тыс. пассажиров ежедневно смогут совершать теплоходные прогулки от ее 70 причалов между местами проведения состязаний. Уже просчитано, что от Олимпийской деревни до спортивного комплекса в Крылатском – 10 мин., спортивного комплекса в Тушино – 18 мин., Теннисного центра им. Х.А. Самаранча – 30 мин., Олимпийского стадиона «Лужники» -– 30 мин., стадиона «Торпедо» – 57 мин., парусного центра на Пестовском водохранилище – 1 час. 16 мин.

Жилые кварталы города приблизились к воде.

Поскольку река протекает через всю Москву (протяженность в черте города – 75 км), участники и гости Олимпиады смогут насладиться потрясающими видами Московского Кремля, Москворецкой и Кремлевской набережных, храма Христа Спасителя, МГУ им. Ломоносова, Котельнической набережной и Воробьевых гор, Коломенского.

По мнению вице-мэра столицы Валерия Шанцева, концепция «Олимпийская река» логично вытекает из нового генплана Москвы. То есть все, что в ней заложено и представлено мировой общественности, так или иначе будет осуществлено до 2020 года. Но есть шанс реализовать все эти мероприятия значительно раньше.

Через год мы точно будем знать, станет ли Москва-река приоритетным направлением развития города, пойдет ли более интенсивная работа по реабилитации ее прибрежных территорий, благоустройству набережных, строительству мостов, внедрению технологий очистки сточных вод. Или все будет меняться по крайней мере в два раза медленнее. И сколько воды утечет…

Справка «НИ»

Москва-река – левый приток Оки. Ее длина – 473 км, площадь бассейна – 17,6 тыс.кв.км. Ширина в верховьях колеблется от двух до десяти метров, в пределах Москвы и ниже составляет примерно 100 м, а глубина не превышает 6 м. В Москву-реку впадают 92 притока, а сами они питаются огромным количеством рек, речек, ручьев, ключей. Таким образом, к бассейну Москвы-реки примыкают 362 реки и около 550 ручьев.

Яуза – самый крупный приток Москвы-реки. Берет начало из болот на территории Лосиного острова. До начала XIII века река являлась важной частью великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее – через Каспий в Персию. Интенсивная застройка берегов Яузы от устья до Сокольников мельницами и мануфактурами началась в XVII веке. А в конце века Петр Первый построил в окрестностях нынешнего Лефортова фабрику по выделке парусов и учредил на Яузе речную флотилию. Промышленная застройка берегов сделала Яузу мелкой и грязной. Качество воды несколько улучшилось только в советское время, когда в реку была переброшена волжская вода (через Канал имени Москвы, Лихоборский канал и приток Яузы Лихоборку).

Канал им. Москвы был сооружен в рекордно короткие сроки: 1932–1937гг. За четыре года и восемь месяцев было воздвигнуто 11 шлюзов, 5 мощных насосных станций, 8 земляных плотин, 3 железобетонные плотины, 8 ГЭС, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 туннеля и множество других сооружений. Пришлось перенести с места на место свыше 200 млн. куб. м грунта: если бы его погрузили в железнодорожные вагоны, такой состав мог бы опоясать земной шар по экватору 5,5 раза. Абсолютное большинство строителей составляли заключенные ГУЛАГа. Большая часть канала – 108 из 128 км – требовала дополнительных усилий по углублению русла, укреплению берегов, созданию всевозможных насыпей. Ширина составила в среднем 85 м, и только 20 км канала были образованы искусственными водоемами – водохранилищами.

В пределах столицы Москва-река делает три большие петли вокруг Дорогомилова, Лужников и Замоскворечья. В городской черте в нее впадают Сетунь, с 1819 года заключенная в трубу Неглинная, Яуза и Пресня. Многие реки Москвы теперь заключены в трубы или засыпаны, и только Яуза, преобразованная и обрамленная каменными набережными, пересекает город.

В летописях имеются сведения о наводнениях, но временами Москва-река была столь мелководной, что ее переезжали вброд на лошадях.

В 1836 году для регулирования уровня воды в Москве-реке между Каменным и Крымским мостами была построена Бабьегородская плотина, существовавшая до постройки канала имени Москвы. В 1878 году в низовьях реки соорудили шесть плотин со шлюзами для обеспечения судоходства по Москве-реке до впадения ее в Оку. Раньше крупные суда не могли подниматься до Москвы. Перевалка грузов с крупных судов на мелкие производилась в Коломне.


Комментарии

Гана ОМЕЛЬЯНЕНКО, заведующая НПО ландшафтного проектирования ГУП НИиПИ Генплана Москвы:
– Прилегающие к водоемам территории почти полностью входят в состав природного комплекса города. Их благоустройство начинается с обследования водоемов, а также растительного и животного мира. В ближайшее время комплексные работы будут проведены в Серебряном бору, Нижних Мневниках, Воробьевых горах, Нагатинской пойме и на левом берегу Москвы-реки юго-востока города. Там появятся озелененные зоны отдыха со смотровыми площадками, спусками к воде. Пляжный отдых в мегаполисе не лучшее занятие, но тем не менее пляжи постепенно становятся цивильными, водоемы и прибрежные зоны чище. Кое-где вырастут развлекательные комплексы, в том числе и детские. В Центральном административном округе водоемы, конечно, давно уже в каменных берегах, они стали частью города, его истории. Но там, где возможно, мы стараемся оставить водоемы в естественном виде, сейчас никто, скажем, не стремится загонять реки в бетон. Появляются новые технологии: например, берега окантовывают ивовыми прутиками, это функционально и красиво. Верховья Яузы остались в естественных берегах, и каменных набережных там не будет. А вот ниже по течению этой реки построят большое количество пешеходных и транспортных мостов. Они будут архитектурно освещены в различных режимах: праздничном или будничном, вечернем или ночном дежурном. Специалисты сегодня учитывают и цветовую организацию при благоустройстве набережных, строительстве пристаней и мостов. Таким образом, виды и с реки, и с берега станут приятными глазу. Предусматривается комплексное оздоровление водоемов и прилегающих к ним территорий. К примеру, долина реки Городни в районе от Битцевского леса до Кировоградской улицы требует экологической реабилитации. Там она заключена в коллектор и собирает сточные воды, вокруг копаных прудов разрушаются бетонированные укрепления. Но если «вскрыть» русло реки, вероятно подтопление жилого комплекса массовой застройки. Очищение реки на этом отрезке – полумера, очистные мероприятия не повлияют на состояние вод во всем водоеме. Исследовательские и проектные работы здесь будут продолжены, а пока решено реконструировать пешеходные дорожки, построить там спортивную зону и детский городок. Москву-реку заполняют малотоннажные и прогулочные суда. Поэтому в районе Северного речного вокзала, к примеру, появится яхт-клуб, в Строгино – яхт-порт. Кроме того, необходимо реконструировать имеющиеся пристани для судов – они не в лучшем состоянии.

"