Posted 23 июня 2022, 08:48
Published 23 июня 2022, 08:48
Modified 7 марта, 12:10
Updated 7 марта, 12:10
Ирина Мишина
ГИБДД теперь сможет получать от медучреждений всю информацию о пациентах, чьи болезни несовместимы с управлением автомобилем. Врачи должны будут загружать данные обследований в единую электронную систему.
Перечень заболеваний, которые препятствуют управлению автотранспортным средством, существует давно. Сейчас в него входят в основном психические заболевания, заболевания зрения, опорно-двигательной системы, отсутствие конечностей или их серьезные заболевания. Но эта База данных фактически не работала.
«Я долгое время был членом рабочей группы по безопасности движения при правительстве России, и мы никак не могли сделать Базу данных о здоровье водителей реально действующей. Она не пробивалась относительно ГИБДД. Как происходит в других странах? В Германии, например, человек приходит в полицию, показывает паспорт и говорит, что он хотел бы получить водительские права. Офицер по безопасности дорожного движения заходит в Базу данных и говорит «можно» или «нельзя». Он не знает конкретный диагноз, База данных автоматически сортирует людей с противопоказаниями и без них. Такая же база данных должна быть и у нас. Перечень противопоказаний должен определять Минздрав. Но у нас пока это не работает, и есть большие сомнения, что заработает в ближайшей перспективе. У нас миллион человек ездит без ОСАГО, и камеры никак не могут научиться это фиксировать», - рассказывает «НИ» автоэксперт Игорь Моржаретто.
Сейчас непрофессиональные водители проходят медкомиссию раз в десять лет, по истечении срока действия их удостоверений. Но за 10 лет с человеком может произойти что угодно, он может заболеть, и ГИБДД не будет этого знать. Предполагается, что обмен данными между медучреждениями и ГИБДД позволит сделать движение безопаснее.
Как нам стало известно, предполагается, что по новому закону ГИБДД сможет автоматически лишать прав водителей с медицинскими противопоказаниями. Как именно будет функционировать новая База данных, точно не известно, но предполагается, что если у водителя медики выявят медицинские противопоказания для вождения, инспекторы сами увидят это в базе, аннулируют его права и отправят на внеочередной осмотр. В случае, если диагноз подтвердится, человеку запретят водить автомобиль. Если же водитель будет уклоняться от такого осмотра, сотрудники ГИБДД примут решение о прекращении возможности управления транспортным средством. Автомобильные эксперты высказывают мнение, что может произойти объединение баз данных Минздрава и МВД.
По данным МВД, всего за последние 5 лет Госавтоинспекция через суд лишила прав по медицинским показаниям почти 105 тыс. водителей. Но сотрудникам ГИБДД приходилось самостоятельно выявлять таких граждан. Теоретически новый закон должен сделать этот процесс более простым. Но возникает вопрос, станет ли он более прозрачным. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, «водители с совершенно разными диагнозами, в том числе и с зависимостями, получают справки в частных медицинских учреждениях, и им выдают водительское удостоверение». «Теперь любой медик сможет сказать пациенту: "Дорогой друг, я вижу у тебя признаки тремора, наверное, надо отправить тебя на дополнительную комиссию, и после этого посмотреть, может быть, нужно лишить тебя водительского удостоверения". Конечно, это создает серьезнейшие коррупционные перспективы», - считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Помимо опасений по части коррупционной составляющей новые правила вызвали бурю недовольства со стороны инвалидов, которые управляют автотранспортными средствами. Так, для многих людей с ампутированными нижними конечностями автомобиль – это едва ли не единственное решение проблем с передвижением на большие расстояния.
«Отвезти детей в школу, привезти обратно, съездить в магазин – все это для меня невозможно без машины. Это моё главное подспорье в жизни», - рассказывает «НИ» инвалид Наталья Володина, у которой ампутирована нижняя конечность.
Как стало известно, в Совете Федераций планируют добиться корректировки постановления правительства, которое запрещает инвалидам с ампутированными конечностями управлять автомобилем. Запрет, считают в Совфеде, нужно снять для обеспечения прав людей с ограниченными возможностями. По мнению сторонников этой инициативы, законодательство не учитывает, что современные протезы позволяют водить транспортным средством почти без ограничений. Как нам пояснили в ГИБДД, там в принципе готовы выдавать водительские удостоверения гражданам без конечностей, если будет продуман механизм медицинской экспертизы. Представители Минздрава пока относятся к этой идее с долей недоверия, но обещают "проработать вопрос".