Posted 21 декабря 2005,, 21:00

Published 21 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Тоска по палачу

Тоска по палачу

21 декабря 2005, 21:00
Вчера, в 126-ю годовщину со дня рождения Иосифа Джугашвили (Сталина), в Северной Осетии, в городе Дигора, был торжественно открыт бюст «отца народов» на пятиметровом постаменте. Вождя здесь считают своим земляком – осетином Дзугаевым. Несколько лет назад изваяние вождя появилось в Беслане, в 2001 году – в Махачкале. Од

Райцентр Дигора для установки бюста Сталина выбран не случайно. В начале ХХ века в этих местах была организована социалистическая партия «Кермен», Дигора стала центром революционного движения в Северной Осетии накануне революции. Бюст «отца народов» на пятиметровом постаменте, как сообщил руководитель регионального отделения КПРФ Сослан Ревазов, изготовили и установили по инициативе и на средства коммунистов Дигорского района.

Вообще демонтаж изваяний Сталина в начале 60-х не особенно коснулся Северного Кавказа. Что касается новейшей истории, то памятник в Дигоре уже второй по счету – первый появился несколько лет назад в Беслане. Кое-кто из жителей называл это скверным знаком, предвестием большой беды. И она разразилась 1 сентября 2004-го...

Но товарищ Ревазов, как настоящий большевик, не склонен к мистике, хотя и говорит о товарище Джугашвили, который, по местному преданию, был в действительности осетином Дзугаевым, с сыновней теплотой.

В истории Северной Осетии, по его словам, есть любопытный случай – колхозники села Ногир в годы коллективизации объявили Сталину выговор. В 1929 году они обратились к нему с просьбой прислать в подарок трактор. Когда трактор никто не прислал, коммунисты, собравшись, объявили Сталину выговор и отправили ему телеграмму. И мудрый вождь никого за нее не расстрелял.

Увы, вчерашний демарш сталинистов в Дигоре – не «скандал районного значения». Бронзовый памятник генералиссимусу был открыт в 2001 году в Махачкале. А теперь в городе появился и «народный музей» вождя. Подобный музей был открыт позавчера в одном из дагестанских селений.

А вот «Большая тройка» Зураба Церетели никак не может найти своего места.
Фото: PHOTOXPRESS

Коммунисты из Волгограда, который год призывающие власти вернуть их городу имя «Сталинград», в канун 126-летия своего кумира открыли частный музей на Мамаевом кургане. В нем стоит восковое изваяние Сталина. Еще раньше музей появился в Сольвычегодске, два других вскоре откроются во Владикавказе и Вологде.

Новая волна активности сталинистов стартовала в ознаменование 60-летия Победы. 6 мая в Красноярске, возле здания, в котором в конце XIX века останавливался на несколько дней направленный в сибирскую ссылку Ленин, а сейчас расположен горком КПРФ, был открыт памятник Сталину. Акции резко противились городские и краевые власти. «Это не установка, а всего лишь презентация», – заявил глава красноярской партячейки Владимир Бедарев. Однако миром дело не кончилось: представителя общества «Мемориал» Валерия Хвостенко, который собирал по соседству подписи горожан против установки бюста, разгневанные сталинисты в буквальном смысле заплевали и едва не избили.

Примерно через час двадцатипудовый бюст был, наконец, снят с постамента и увезен невесть куда по требованию милиции, куда поступила жалоба от дирекции краеведческого музея, за которым закреплена территория, временно оккупированная «отцом народов».

Мало кто знает, что памятник тирану появился и в Москве. Правда, тоже ненадолго. 9 мая взорам посетителей сада «Эрмитаж», в основном ветеранов, предстала пирамида с барельефными изображениями Сталина, Черчилля и Рузвельта. Доброхоты – скорее всего, авторы монумента – заботливо поливали его водой и подкрашивали меловой побелкой. Дело в том, что скульптура была выполнена из песка. Просуществовали три вождя, говорят, лишь до первого обильного дождя.

Вчера в Москве, по нашим сведениям, Сталина из снега не лепили. Но цветочки к его могиле у Кремлевской стены товарищ Зюганов по традиции возложил. И сообщил слетевшимся журналистам, что «Сталин – это великий государственник, это Великая Победа, это великий стратег, который сумел провести экономическую, социальную и политическую реформы, создавшие качественно новую страну, где человек-труженик чувствовал себя уверенно и был социально защищен... Чем дальше будет уходить время, тем больше человечество будет понимать, что ХХ век – это век Ленина и Сталина».

Рядовые члены КПРФ почтили память любимца накануне в одном из столичных киноконцертных залов. Эта традиция родилась десять лет назад. Идея осенила пенсионера Николая Пчелкина. Пенсионер говорит, что тогда было сложнее. А сейчас и народ потянулся к знакомому лику, и власти вроде к нему относятся лучше.

Что очень похоже на правду. В новом, уже ХХI веке в России воссозданы 30 некогда сокрушенных изваяний Сталина, готовятся к открытию еще 20. Но памятниками да музеями дело не ограничивается. По данным ВЦИОМ, половина россиян в целом позитивно оценивают роль этого деятеля. А 42 % убеждены, что нам сегодня нужен именно такой лидер.



ТУДА, СЮДА, ОБРАТНО…

Массовое возведение памятников Иосифу Сталину началось в середине 30-х годов. Ко времени смерти диктатора в СССР не было практически ни одного населенного пункта, где бы не возвышалась его фигура или бюст. Самый крупный памятник (49 метров) был установлен в Ереване в 1951 году. В том же году гигантский монумент был установлен на Волго-Донском канале. На его изготовление ушло 33 тонны меди. Еще два медных великана возвышались на входе в канал им. Москвы (1937) и на ВДНХ (1939). После войны памятники «отцу всех народов» начали активно устанавливать как на вновь присоединенных территориях, так и в «братских» странах. Самый большой из них был воздвигнут в 1955 году в Праге.
В 1956 году после развенчания «культа личности» Сталина на ХХ съезде КПСС начался постепенный демонтаж памятников. В 1961 году, после выноса тела Сталина из Мавзолея, были разобраны почти все оставшиеся памятники вождю. Та же участь постигла его «собратьев» в Восточной Европе. Последний памятник там был демонтирован в 1990 году в Тиране, столице Албании. На постсоветском пространстве, по официальным данным, не были разрушены лишь памятники на родине Сталина в грузинском городе Гори и у Кремлевской стены в Москве. В дальнем зарубежье они сохранились в Китае и в одном из кибуцев Израиля.


Михаил АРДОВ, настоятель храма царя-мученика Николая в Москве, писатель и публицист:
– К сожалению, среди верующих, и мирян, и священников немало таких людей, которые не только почитают Сталина за народного благодетеля, но даже публично требуют его причисления к лику святых. Был такой священник, кстати, сидевший при Сталине и потом в тюрьмах и лагерях, не буду называть имени, поскольку он уже умер, – так вот он в газете «Завтра» написал: «Хочется, наконец, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас!». Эти безумные призывы, эти ужасные памятники и музеи, эти репортажи по телевидению о митингах и демонстрациях, участники которых несут одновременно портреты Сталина и православные иконы, – знак ужасный, знак последних времен, знак того, что люди совершенно потеряли ощущение правды. Всякий, кто относится с ностальгией к чудовищному прошлому нашей страны, к 70-летнему владычеству коммунистов, не может быть православным, церковным, верующим человеком.

Сергей ЮРСКИЙ, народный артист России:
– Что тянет людей к Сталину – не только сталинистов, но и антисталинистов? Я думал об этом, работая над спектаклем «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина», премьера которого состоялась ровно год назад, в день 125-летия его появления на свет. И я думаю об этом весь этот год, играя спектакль. Я обращаю вопрос: «Что людей к Сталину тянет?» не к сталинистам, а к себе. Каждый из нас – я убежден – должен жить с этим вопросом. Каждый день, а не только 21 декабря, в день его рождения, и 5 марта, в день его смерти. Похоронив его и вот уже полвека силясь забыть, мы делаем вид, что это был дурной сон. А это была явь. И в ней переплелись два явления. Человек по имени Сталин, масштаб личности которого неоспорим. Потому что не мог человек, не обладая никакими достоинствами, взойти на такую высоту и заставить перед собой согнуться страну. И второе – сталинизм. Эманация, которую задолго до Сталина источала и продолжает источать сама нация... Как относиться к людям, чтящим его память? Не отталкивать. А говорить с ними. Потому что они – это и мы. Если наша история так страшна, в этом повинны и мы тоже, а не один Сталин и не его горячие поклонники. Пока не поймем этого – памятники Сталину будут множиться.

"