Posted 21 марта 2004,, 21:00

Published 21 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Доктор, голос!

Доктор, голос!

21 марта 2004, 21:00
На прошедшей в минувшие выходные в Москве выставке «ЗОО Россия-2004» дети-инвалиды показывали публике чудеса дрессировки. С тех пор как они начали заниматься с собаками, не только четвероногие друзья могут хоть в цирке выступать, но и дрессировщики чувствуют себя много лучше. Это стало возможным благодаря методу киноло

О том, что животные благотворно влияют на состояние больного, известно давно. В Канаде, например, в некоторых клиниках к только что прооперированным пациентам приводят собак, и человек скорее идет на поправку, у него быстрее затягиваются швы. Группа российских психологов два года назад решила исследовать «терапевтические» способности собак с целью реабилитации юных инвалидов. К эксперименту подключились специалисты из подмосковного кинологического центра «Ордынцы». Результат что называется превзошел все ожидания. У детей, страдающих тяжелыми врожденными заболеваниями центральной нервной системы, после общения с животными наблюдается устойчивая коррекция двигательных, психических и речевых нарушений.

«У нас есть одна девочка, по имени Настя, которая почти не встает с инвалидной коляски, – рассказывает сотрудник фонда Людмила Ращевская. – На последнем занятии Настя вдруг поднялась, взяла собаку за поводок и пошла, правда, не без поддержки тренера. Сказала, что хочет сама выгуливать животное. Никогда раньше у нее не возникало желания ходить!..».

Дети из столичной школы-интерната № 20 приезжают сюда, под Подольск, дважды в неделю. Нужно видеть их лица, чтобы понять, как для них важны поездки «в гости к собачкам»! На протяжении часа, что идут занятия, в помещении, которому без малого 200 лет, не утихает радостный гвалт.

Самый младший в группе, Никита Молчанов, ходит в обнимку с огромной среднеазиатской овчаркой по кличке Тигр. Задача Никиты – научить Тигра по команде садиться и ложиться. Задача Тигра – научить Никиту как можно больше двигаться. У 14-летней Юли Гусевой, прикованной к коляске, на коленях свернулся калачиком карликовый пинчер Фунтик. Даже если Фунтик работает с ходячими детьми, не забывает время от времени прибегать к девочке. Юлины глаза в эти мгновения светятся счастьем. «Я могу поделиться с ним хоть чем, – признается Юля, поглаживая Фунтика. – Говорю с ним обо всех своих секретах и убеждена: он меня понимает».

Для занятий с детьми «Ордынцы» не отбирали собак определенных пород – учитывались их склад характера и терпение. Президент Фонда Юрий Карепин рассказал нам, что все животные прошли специальную подготовку и сдали экзамены с учетом предстоящих им длительных контактов с детьми. Кроме вышеупомянутых среднеазиатской овчарки и карликового пинчера, с ребятами работают немецкая овчарка, ротвейлер, цверк-шнауцер, фокстерьер. Животным специально даны человеческие имена – Ванечка, Дениска, Феня, чтобы детям их нетрудно было запоминать. «Собаки очень стараются, – говорит Карепин. – Они даже перестали реагировать, когда им наедут на лапу коляской».

Возвращаясь в школу после прохождения курса лечения, дети часто вспоминают своих питомцев. Вот что написал в своем сочинении 14-летний Кирилл Иванов: «Я подружился с Белкой. Это большая собака, которая очень напоминает мне белого медведя. Белка уже умеет ходить рядом со мной, хотя мне это немного трудно. Я даю ей после работы кусочек сыра. Она очень нежно берет его из моих рук. Мне кажется, что Белка меня любит».

Готовясь к ответственному выступлению на выставке «ЗОО Россия-2004» (кстати, первому на публике), ребята волновались, но все прошло, как по нотам. В тот день, когда мы были у них в гостях, шла генеральная репетиция. Нас потрясло, что «колясочные дети» пытались вместе с питомцами преодолевать препятствия.

«Мы сами удивляемся, насколько удачной оказалась идея, – призналась воспитательница школы-интерната № 20 Галина Молчанова. – Ребята стали активнее в повседневной жизни, заметно повеселели, почувствовали свою нужность».

В интернате сегодня 80 ребят, а всего курсы кинологотерапии прошлиболее двух тысяч. Фонд собирается и дальше развивать проект, вовлекая в него детей, больных не только церебральным параличом, но и даун-синдромом, инвалидов вследствие несчастных случаев, слепоглухонемых...

А на днях пришло письмо из французского Фонда детских больниц: просят «Ордынцев» поделиться накопленным опытом. Так что, возможно, Юля с Фунтиком скоро увидят Париж.



Справка «НИ»

По результатам клинических исследований, больные, перенесшие инфаркт миокарда, быстрее выздоравливают и дольше живут, если у них в доме есть «братья меньшие». Больные клетки человека улавливают частоту колебаний, исходящих от всего живого, работающего в здоровом режиме. Особенно благотворно воздействие на невротиков и психически больных. Наличие дома животных снижает уровень нейротизма у детей.

Кошки. При невралгии и артрите безошибочно находят больное место, прижимаются к нему, мурлычат, при этом создавая вибрации, и греют, вызывая тем самым обезболивающий эффект. Процесс поглаживания кошки понижает давление, нормализует работу сердца. В качестве народного средства лечения кожных заболеваний предлагается намазать больное место сметаной и дать его тщательно вылизать кошке.

Аквариумные рыбки. Помимо психотерапевтического эффекта, способствуют профилактике гриппа и насморка. Наличие аквариума повышает влажность в иссушенных отоплением или компьютерами помещениях, что способствует меньшему высыханию слизистых оболочек, а это в свою очередь препятствует проникновению в организм бактерий и вирусов.

Белые крысы. Прекрасно влияют на развитие детей с нервно-психическими отклонениями. В Бразилии крысотерапией лечат олигофрению.

Лошади. Помогают детям, страдающим аутизмом, побороть свои страхи, способствуют лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Дельфины. В одном из медицинских центров на Кубе дельфинотерапией лечат больных детским церебральным параличом. После плавания вместе с дельфинами прикованные в инвалидной коляске дети начинают ходить.

"