Posted 19 июля 2009,, 20:00

Published 19 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:30

Updated 8 марта, 07:30

«Зачистить» водителя

«Зачистить» водителя

19 июля 2009, 20:00
Департамент транспорта и связи Москвы в конце прошлой недели рекомендовал компаниям-перевозчикам сократить штат приезжих водителей в пользу москвичей. Это значит, что столичное правительство решило отстранить от работы водителей-мигрантов, к которым у москвичей накопилось немало претензий. Они зачастую плохо знают русс

Столичные чиновники констатируют, что «из-за крайне неудовлетворительного контроля со стороны работодателей на наши улицы выезжают водители, которые плохо знают город и свой маршрут, не адаптированы к столичным дорожным условиям и социально-культурной среде Москвы». Особую их тревогу вызывает применение вахтового метода – когда приезжие водители работают без отдыха в течение нескольких месяцев. В департаменте транспорта и связи отмечают, что это «приводит к тому, что условия проживания и уровень заработной платы трудовых мигрантов находятся на низком уровне». «Многие из них даже ночуют в тех же транспортных средствах, на которых утром выходят на маршрут», – ужасаются чиновники.

Ситуация действительно опасная, и москвичи, пользующиеся маршрутками, это хорошо знают. «Объявленная мера как минимум поможет повысить качество дорожного движения и сократить количество аварий и трупов на дороге, – рассказал «НИ» научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Многие водители маршрутных такси действительно не говорят и не понимают по-русски, не умеют водить автомобиль и их состояние не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. На дороге такие люди более чем опасны! К тому же часть этих работников – нелегалы. Но нужно очень хорошо понимать, как и на каких основаниях проводит подобную «зачистку». Некорректные действия в подобном вопросе могут привести к очень серьезным и негативным последствиям, которые нужно учитывать».

По словам экономиста, тех, кто работал незаконно, ждет депортация из страны, а государство – новые расходы на билеты «в один конец». «Однако эта статья затрат должна пойти на счет чиновников и юридических лиц, которые допустили эту ситуацию, то есть нарушили закон, – убежден Михаил Делягин. – Если же водитель работал на законных основаниях, но не соответствовал требованиям, возникает второй вопрос: куда он пойдет после сокращения? В кризис уровень преступности и так вырос, а представляете, что будет, когда все эти водители останутся на улице! Соответственно государству нужно будет придумать, чем их занять. Это сулит новые затраты».

С теми же, кто работал абсолютно легально, возникает еще и правовая коллизия. Один из главных вопросов в этой ситуации: имеет ли государство право выставлять приезжих водителей только за отсутствие московской прописки? «Тема корректности и законности таких действий, естественно, открыта, – объясняет Михаил Делягин. – Работнику просто не имеют права сказать: «Приятель, раз ты из Брянска или Ташкента, собирай вещички!» Это чистой воды дискриминация, она, как известно, уголовно наказуема. Если у мигранта или эмигранта есть регистрация, право на трудовую деятельность и если он соответствует всем требованиям для работы водителем, его не могут выгнать – это преступление». В привилегиях, которые все же сохранил «Мосгортранс», ученый тоже видит «некую долю дискриминации». «Компании-перевозчики имеют полное право потребовать таких же прав за счет усиления контроля их работы», – убежден он.

Насколько масштабна проблема, можно судить по имеющейся статистике. По данным Института демографических исследований, сейчас максимальное количество приезжих в Москве занято в сфере строительства (31%), а вот на втором месте как раз транспорт – 15%. Ремонтом автотранспорта и квартир, как и торговлей, занимаются 13%, остальные нашли себе применение в сфере ЖКХ, охранной деятельности и прочих сферах. Если учесть, что в 2008 году в столице работало около 1,7 млн. законных мигрантов, то 15% транспортников – это 255 тыс. человек. Пусть половина из них уже уехали, пусть еще половина как-нибудь смогут трудоустроиться, оставшиеся десятки тысяч людей на улице могут стать непредсказуемой проблемой для города.

Тем более что, по словам экспертов, на работу им будет устроиться очень сложно. «К нам поступает масса заявок от людей, работавших ранее не просто водителями автобусов, а личными шоферами, – рассказала «НИ» управляющий директор московского кадрового агентства Ирина Крутских. – 85% этих сотрудников оказались на улице. Увы, их удел – работа, не связанная со специальной подготовкой: курьеры, упаковщики, торговые представители. Мало того, даже на такие должности работодатели предпочитают брать москвичей или людей из Подмосковья – при прочих равных именно им отдается предпочтение. Пойдут ли они водить маршрутки? Возможно, но далеко не все. В ближайшее время стоит ожидать оттока мигрантов обратно в свои города – курьерских зарплат не хватит на съем комнаты или квартиры».

«Данные по России говорят, что уже треть бывших офисных сотрудников готовы пойти на любую работу. В Москве этот процент ниже, но он есть и он растет, – добавляет Михаил Делягин. – Не факт, что москвичи захотят и смогут лучше водить троллейбус или маршрутку. Прописка не играет здесь роли, имеют значение только знания и соответствие требованиям. Социальная сфера – деликатна и многогранна. Хорошие идеи в ней должны подкрепляться правильными и корректными действиями. В данном случае правительство Москвы должно быть готово к созданию аттестационной комиссии, разработке графика действий, четкой формулировке требований к профессии, депортации нелегалов, возможному всплеску преступности, но одновременно и к наказанию чиновников и юридических лиц, а также к созданию новых рабочих мест для уволенных людей».

"