Рус
Eng

История с первого класса: как оценивают идею министра школьные учителя

История с первого класса: как оценивают идею министра школьные учителя
История с первого класса: как оценивают идею министра школьные учителя
20 апреля, 15:23ОбществоФото: izhlife.ru
Предложение руководителя Минобрнауки Сергея Кравцова о преподавании истории в начальной школе с 1 класса вызвало споры и в педагогическом сообществе, и среди родителей. После этого чиновник поменял формулировку. Но вопросы остались.

Ирина Мишина

Инициатива преподавать историю с 1 класса повергла педагогов в недоумение. Ведь для этого необходимо менять и школьные программы, и федеральные стандарты образования, и базисные учебные планы, и учебники. А они не меняются в одночасье, сразу после выступления чиновника. Даже если этот чиновник - министр.

«Почему-то в связи со всей этой историей вспомнился Салтыков-Щедрин, который говорил: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли». Приобщаться к истории детям надо, но вот в какой форме? Вводить в начальной школе отдельный предмет? Это более, чем спорно. Ко всему прочему это лишняя нагрузка для детей, а школа и дети и так перегружены. В начальной школе дети должны учиться считать и грамотно писать. К тому же учителя у нас не глупые, подсказки нам не нужны, есть ФГОС – Федеральные стандарты образования. Сергей Кравцов при всем моем к нему уважении в школе не работал и с системой обучения не знаком. Он – чиновник, который должен создавать условия для учителей и учеников. Было бы лучше, если бы он занимался финансированием», - прокомментировал «НИ» инициативу министра учитель истории и обществознания средней школы села Таремское Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Видимо, Сергею Кравцову примерно об этом и сказали, и он уже скорректировал свое смелое предложение.

«Историческое просвещение будет проводиться в школах с первого класса. Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы. Их можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир», изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки», – заявил министр просвещения Сергей Кравцов.

Он также пояснил, что возможностей проводить историческое просвещение - множество как во время урочной, так и внеурочной деятельности. Об этом Сергей Кравцов заявил на Всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!» в Музее Победы.

Мы обратились к известным российским педагогам с просьбой прокомментировать инициативу «исторического просвещения» с начальной школы.

- «Увлекать детей историей можно и нужно с первого класса, только это должны быть не уроки, а отдельные элементы просвещения», - считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург.

- «Пока я не получу методические рекомендации и разработки, никак это предложение прокомментировать не смогу. Как будет происходить историческое просвещение в начальной школе, пока сказать затрудняюсь. Лично я начал изучать историю с 5-и лет, когда украл у деда книгу «Всемирная история» и начал ее читать. Изучение истории – дело полезное», - заявил «НИ» директор Центра образования «Царицыно» школа 548 Москвы.

- «Элементы Истории есть в предмете «Окружающий мир» начальной школы, в предмете Чтение. Вопросы истории родины, родного края обсуждаются на классных часах, общешкольных мероприятиях. Но как это будет встроено в школьную программу, для меня вопрос, потому что есть определенный объем материала, который ребенок должен освоить, есть СанПины, есть нормативы в соответствии с возрастом. Если так пойдет, возникает вопрос: «А почему бы, например, физику с 1 класса не начать преподавать?». У детей есть определенные возможности, в соответствии с которыми и надо строить школьную программу. К тому же надо иметь в виду, что все школы разные. Где-то делают упор на идеологию, другие школы полностью деидеологизированы. Вообще, определенные базовые знания по истории у нас дают детям еще в детском саду, там проводят праздники, приуроченные к определенным датам. Но вот давать оценку событиям истории – это в начальной школе рано», - считает учитель истории и обществознания средней школы села Таремское Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.

- «Есть определенные СанПины, есть школьная нагрузка. Если что-то вставить в программу начальной школы, по логике из нее придется что-то убрать. И все это не может быть решено за один день после высказывания министра. Тут должны быть работа методистов, чтобы поменять учебный блок, а это непросто. К тому же в рамках этой установки потребуются новые учебники, а они пишутся не за один день. На мой взгляд, пока все останется как пожелание плюс добавится пара уроков для галочки. Чтобы преподавать историю в начальной школе, ее необходимо адаптировать, дети не знают многого», - считает Оргсекретарь межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель» Ольга Мирясова.

Тем временем, в Кремле также одобрили инициативу Минпросвещения, отметив, что «семилетки интересуются абсолютно всем тем же, что и взрослые». По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «наше Минпросвещения абсолютно уполномочено принимать такие решения, а история у нас богатая». Но в педагогическом сообществе, как видим, единства мнений нет. «У чиновников – политические задачи, они решили их реализовать с помощью курса истории и почему-то в начальной школе. Но нельзя забывать, что есть информационное пространство и родители, точка зрения которых для детей всегда более значима», - заявили нам в межрегиональном профсоюзе педагогических работников.

Тут еще не лишне вспомнить о том, что не так давно государство поставило задачу воспитания собственных программистов. При этом школьные программы откорректированы не были, а профильных школ по все стране – по пальцам можно пересчитать. А ведь создание отечественной электроники сейчас куда более важно, чем изучение междоусобной войны Московского и Тверского княжества.

Что до политики, не лишне вспомнить, что в Царскосельском лицее, откуда вышли практически все революционеры-декабристы, тоже пели «Боже, царя храни!» и воспитывали лицеистов в духе монархизма. Но получилось все ровно наоборот.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter