Posted 24 января 2022, 13:46
Published 24 января 2022, 13:46
Modified 7 марта, 12:53
Updated 7 марта, 12:53
Руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества (РИО) Александр Чубарьян сообщил, что в разрабатываемой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории планируется не делать акцент на Европе и уделить больше внимания странам Азии, Африки и Латинской Америки, сообщил ТАСС.
«Все прошлые учебники — только о Европе, а здесь добавлена Африка, Азия, Латинская Америка. Нельзя сводить всю мировую историю только к событиям на европейском континенте», — описал свою новую концепцию преподавания мировой истории в школах Чубарьян.
Нет никаких сомнений в том, что это решение будет воплощено в жизнь, а стало быть, Европа, как континент, давший миру саму идею демократии, будет еще дальше от России, как и сама демократия. Это означает, что власти страны полны решимости продолжить строительство тоталитарного режима. Такая перспектива не может не пугать. Журналист Василий Аленин прогнозирует для России «китайский вектор» развития:
«Политические антизападные «уши» этого решения торчат за километр, какими бы научными соображениями ни обосновывалась необходимость лучшего ознакомления с историей Азии, Африки и Латинской Америки.
Но все же, поворот недостаточно крутой, половинчатый.
Раньше страна стремилась в Европу, а теперь куда? Слишком многовекторно. От Венесуэлы до ЦАР. Глаза разбегаются. Поэтому надо очистить линию преподавания истории от наносов и обозначить железную тенденцию нового исторического образования – Китай.
В рамках антизападной линии в российских школах следует ввести подробный курс истории Китая. Преподавать его с 5-го по 11 класс, а с изучения английского и других европейских языков постепенно переводить российских школьников на китайский.
К Европе задом, к Великой китайской стене передом. Похоже, именно к этому шагает наша правящая суверенная избушка на курьих ножках…»
А политолог Аббас Галлямов объясняет, чем отличается историческое знание в Европе от стран Третьего мира, реалии которых будут изучать наши дети:
«Я думаю, что это правильно, зачем российским школьникам оригинал? Пусть изучают копии. Вместо Просвещения - негритюд и фараонизм; вместо Маркса - Нкрума и Ньерере, вместо Великой Французской революции - восстание рабов на Гаити и деятельность Национального фронта освобождения Анголы.
А если серьезно, то весь вопрос в том, что именно считать историей. Если для вас история – это движение идей, то тут первенство Европы неоспоримо. Исключения есть, но в подавляющем большинстве случаев те идеи, которые сейчас управляют миром, родились и развились в Европе. Весь остальной мир их лишь заимствует.
Но в принципе, это не единственный возможный подход. К истории можно относится и как к простой сумме действий, организуемых правителями - войн, например. Тогда да - Африка, Азия и Латинская Америка ничем не хуже Европы. Пожалуй, даже получше: там любого царька возьми - так он легко Наполеона за пояс заткнёт.
Чубарьян - историк и он не может не знать о Видкуне Квислинге. Был такой политик - глава марионеточного правительства в Норвегии времён нацистской оккупации. Так вот, фамилия его стала понятием нарицательным. Коллаборантов и предателей с тех пор так и называют - «квислинг». Возможно, в момент, когда общество будет подводить итоги правления Путина, в обиход войдёт и понятие «чубарьян». Так станут называть конъюнктурщиков, жертвующих истиной во имя званий, регалий и сытой жизни…»
Здесь, кстати, кремлевские сидельцы самым парадоксальным образом оказываются по одну сторону баррикад с презираемыми ими американскими либералами. Те ведь тоже доказывают, что модернизация не должна быть вестернизацией. В своём пересмотре мировой истории Чубарьян - союзник BLM и прочих западных леваков.»
Впрочем, сетевой аналитик Егор Седов счел эту идею довольно здравой, и убедительно объяснил свою логику:
«Не думаю, что эта идея плоха. Иное дело, что выполнено будет, разумеется, как всегда. Страна Земшария - не только Европа и не только Северная Америка. Это много чего. О чем, как правило, у людей имеются весьма превратные представления. Если такой учебник заставить кого-то получше мир себе представлять - вот и прекрасно. И вот ведь интересно: из Европы пришли идеологии, а вот религии - все с Востока. Кроме того, если люди в Европе и Северной Америке убирают памятники колумбам, ли и рузвельтам, если теперь своих героев они, движимые сложнонаведенным манипулятивным "чуйством вины", именуют злодеями, то нет ли смысла и остальным слегка отстраниться от их истории?»