Posted 19 марта 2015,, 21:00

Published 19 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Весомые аргументы

Весомые аргументы

19 марта 2015, 21:00
В последнее время немало спорят о системе взимания платы (СВП) с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Плата будет взиматься в счет компенсации вреда дорогам, а сама СВП заработает на федеральных трассах уже в конце этого года. К этому проекту Росавтодора приковано особое внимание не только грузоп

От владельцев грузовых машин зачастую можно услышать мнение о том, что взимание платы с 12-тонников (напомним, ее предполагается установить в размере 3,5 рублей за километр) приведет к росту цен на продовольствие, которое они перевозят. И в итоге издержки лягут на конечного потребителя продовольственных товаров.

Однако результаты исследований рынка перевозок показали, что около 4,5% от общего количества грузоперевозок, осуществляемых 12-тонниками, приходится на транспортировку товаров народного потребления. Это означает, что хоть колебания цен и могут иметь место, но будут минимальными. Конечно, это не исключает возможности появления спекулятивных схем на рынке, когда цены поднимаются под видом компенсации издержек. Однако такие действия представителей бизнеса должны пресекаться регулирующими и контролирующими органами.

Бытует также мнение, что проект будет способствовать увеличению объема нелегальных перевозок. Как показывает мировая практика, такие проекты, напротив, приводят к сокращению числа нелегальных перевозчиков, которые зачастую ездят с перегрузом и не платят налоги. Благодаря созданию баз данных о грузоперевозчиках, осуществлению стационарного и мобильного контроля трафика нелегалам станет намного труднее оставаться незамеченными. К тому же нарушителей будут ждать серьезные штрафы. Поэтому ожидается, что число нелегальных грузоперевозок уменьшится.

Можно услышать опасения о том, что при таких условиях преимущества на российском рынке получат иностранные грузоперевозчики. Однако в Росавтодоре поясняют: иностранные перевозчики будут оплачивать проезд на тех же условиях, что и российские. Разница лишь в том, что бортовые устройства, которые нашим перевозчикам выдадут бесплатно, иностранцы смогут получить под залог.

Есть и другой вопрос: не уйдут ли 12-тонники с федеральных дорог на региональные? Некоторые перевозчики действительно могут таким образом попытаться обойти рамки стационарного контроля на федеральных трассах. Но постепенно и на таких дорогах будут вводиться региональные СВП. Да и пропускная способность региональных дорог невелика – а в сфере логистики вопрос временных затрат имеет большое значение. Поэтому вряд ли такой вариант будет приемлем для многих грузоперевозчиков.

Ожидается, что по итогам реализации проекта дополнительные поступления в федеральный дорожный фонд составят около 50 млрд. руб. в год. Все полученные средства пойдут на ремонт и содержание федеральных трасс, а также на развитие сети федеральных и региональных дорог.

"