Posted 17 марта 2016,, 21:00

Published 17 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Повелители мук

Повелители мук

17 марта 2016, 21:00
Наша страна стала рекордсменом по числу детей, которые пострадали от кибербуллинга (оскорблений, угроз и травли в Интернете). Такие данные представила Всемирная организация здравоохранения, проведя общеевропейский опрос. В частности, среди 11-летних детей каждый десятый ребенок сообщил, что его унижали в Сети как миним

Общеевропейское многонациональное опросное исследование, проводящееся раз в четыре года, показало, что Россия занимает первое место по кибербуллингу в отношении детей. Опрос проводился по возрастам. В частности, среди 11-летних детей 11% девочек и 8% мальчиков сообщили, что их унижали в Сети как минимум два раза в месяц. Среди 13-летних детей от интернет-травли регулярно страдают 6% девочек и 8% мальчиков. С такой же или большей периодичностью угрозы и оскорбления в Интернете получают 5% девочек и 7% мальчиков в возрасте 15 лет. В этой возрастной группе Россия оказалась лишь позади Литвы, Латвии и Бельгии.

«Для нашего общества в целом характерна поляризация и «дружба против», – отметила «НИ» психолог-консультант Адриана Имж. – Если посмотреть телевизионные программы, даже серьезные, можно увидеть, как много происходит высмеивания других стран, как много акцентов на том, какие они не такие. Тот же самый процесс, конечно, переходит и на детский уровень. Когда группа объединяется против кого-то, то возникает сплочение, поддержка, позитивная обратная связь: «А помнишь, как я его?», «А здорово было, да?»

Восьмиклассницу Ольгу Т. из Воронежа начали всячески оскорблять в социальной сети с начала нынешнего учебного года. 14-летняя девочка сначала не придала этому особого значения. Но травля набирала силу, и на смену обидным сообщениям пришли звонки по ночам. «Я знаю, что все это начала моя подруга. Бывшая уже. Это она создала «Вконтакте» обсуждение «Уродка» и меня потом туда добавили, – поделилась с «НИ» Оля. Потом в «Подслушано» (анонимное сообщество в соцсети. – «НИ») выкладывали пост с моей фотографией, как я ем в столовой, а крошки у меня на юбке видны. Рот у меня там широко разинут. И что мне вместо булки только не рисовали».

Олю постоянно пытались сфотографировать в школе и на улице, чтобы потом самые неудачные кадры выложить в Сеть. «Раскрыли мой портфель, нашли женские гигиенические принадлежности. Разбросали их потом у меня в сумке. Сфоткали. Их разговоры в Сети дошли до того, что меня обозвали самыми неприятными для девушки словами», – поделилась с «НИ» восьмиклассница.

Все это время Оля не рассказывала маме о происходящем. Но когда по ночам стали звонить и спрашивать, оказывает ли девушка сексуальные услуги, она со слезами пришла к родителям и показала, какую «кампанию» против нее развернули однокашники. Разбираться в школу мама и папа Оли по ее просьбе не пошли. Вместо этого они напрямую обратились к родителям детей, которые оскорбляли в Сети их дочь и выкладывали фотографии. «Сейчас вроде как нет никаких групп обо мне. А может, и есть. Мне уже все равно. Я бы с удовольствием уехала отсюда в другой город», – поделилась с «НИ» Ольга Т.

«Травля в Интернете даже для взрослых людей с хорошей самооценкой – испытание не из легких. Родителям важно понимать, что это не какая-то сферическая угроза, а абсолютно реальная», – подчеркнула в разговоре с «НИ» Адриана Имж. Ведь для современного ребенка телефон и соцсети – это реальная жизнь, аналог дворовой компании, где всё на виду.

«Если он постоянно видит свои переделанные фотографии, негативные комментарии о своей внешности или том, что он делает, это может очень сильно его травмировать. Когда подросток пишет шуточный пост о самоубийстве, а получает 200 комментариев: «Да, убей себя» или «Я так об этом мечтаю», шутка вполне может стать реальностью – на данный момент известны ситуации, когда дети погибали. И это не один и не два ребенка», – рассказала «НИ» психолог.

Александра Фролова из Тульской области почти три месяца назад узнала на примере собственного сына, что такое кибербуллинг. «Моему мальчику 13 лет. А его так затравили, что он отказывается выходить гулять на улицу. Над ним насмехались в Интернете ребята на два-три года старше, – поделилась с «НИ» Александра. – Когда мой сын показал мне все гадости, что про него пишут, я сначала запретила ему вообще в соцсети заходить. И тогда он удалил свою страницу из «Вконтакте».

Это не помогло. Подростки распечатывали фотографии мальчика с различными оскорбительными подписями и бросали их в почтовый ящик. «Шалости» прекратились, лишь когда Александра Фролова практически поймала за руку одного из «мстителей». «Мы начали ходить к психологу. В школе я тоже классного руководителя поставила в известность. Но ребенок пока так замкнулся, что даже не хочет ходить на свою любимую секцию по плаванию», – рассказала «НИ» Александра.

Для родителей важно не обесценивать соцсети и мнение других людей, не отрицать происходящего. «Не надо говорить, что это «все не важно», что «у меня тоже бывали проблемы в школе, я просто не обращал на них внимания». Скорее всего, у ребенка все кипит от ярости внутри, и если он не найдет точку приложения этой боли и агрессии снаружи, он может обрушить их внутрь и либо серьезно заболеть, либо причинить себе вред, – предупреждает Адриана Имж. – Важно сказать: то, что происходит, – плохо и неправильно, а люди, которые так поступают, – не правы и не должны так делать. И никто не заслуживает такого обращения, но оно иногда случается, а если случается – это беда, и обращаться с ней нужно, как с нападением, как с бедой».

По мнению психолога, родители пострадавшего от кибербуллинга ребенка должны постараться предложить ему какую-то другую среду – например, форум по игре, где он успешен, или реальную группу психологической поддержки. «Нужно не забывать благодарить, хвалить и поддерживать ребенка. Может быть, договориться с какими-то его друзьями, чтобы они тоже больше хвалили и поддерживали его, – советует читателям «НИ» психолог-консультант. – Одна из самых трудных вещей, с которой сталкиваются люди в травле, – это ощущение, что вокруг враги, а они – беспомощны. А ребенку очень нужно чувствовать себя сильным в этой ситуации».

"