Posted 17 сентября 2020,, 10:12

Published 17 сентября 2020,, 10:12

Modified 7 марта, 14:40

Updated 7 марта, 14:40

Рынок дополнительного образования упал и пока не отжался

Рынок дополнительного образования упал и пока не отжался

17 сентября 2020, 10:12
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Рынок дополнительного образования просел из-за пандемии коронавируса: кому-то пришлось изучать азы дистанционки, а кто-то и вовсе закрылся. При этом из-за длительных ограничительных мер стал расти интерес к онлайн-образованию. Но не все допобразование может вписаться в этот формат.

Дарья Вознесенская

Как рассказала «Новым Известиям» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, обвал по направлениям дополнительного образования, связанным с мастерством, очным присутствием и групповыми действиями, составил от 40 до 60%. Но в то же время вырос рынок частного репетиторства и образования, направленного на личностный рост.

«Сейчас мы пока не имеем картины, как это дальше будет развиваться с учетом ограничений, которые до сих пор действуют», — говорит Абанкина.

По оценкам BusinesStat, в 2020 году объем рынка дополнительного образования детей в стране уменьшится на 17,3% — до 1 206,4 млн академических часов. Но в 2021-м по мере нормализации эпидемиологической обстановки рынок начнет восстанавливаться, считают в компании.

Существенное падение рынка образовательных услуг заметили в Омской области. По оценке экспертов, из-за пандемии коронавируса оно составило до 70%, пишет «Город55». В первый месяц остались только те компании, которые уже обладали собственными онлайн-платформами и имели опыт дистанционного обучения. Например, Центр образовательных инициатив «СТЭМ» сумел быстро приспособиться к онлайну. Но возникла другая проблема: ученики Центра — маленькие дети, большинство из которых оказалось не готово к новому формату.

«Осталась примерно треть, около 40 ребят, которые согласились участвовать в занятиях в дистанционном формате», — отметила директор организации Елена Елисеенко.

Клиенты компании, которая специализируется на тренинге персонала и консалтинговых услугах, также оказались не готовы к резким переменам. Лишь к осени они смогли адаптироваться к новым условиям. «Только сегодня крупные омские компании, с которыми мы в начале года планировали большие бюджеты на обучение в офлайн-режиме, говорят, что они готовы работать в режиме онлайн. А все это время они ждали, что ситуация как-то рассосется, что все вернется в офлайн, и они смогут реализовать свои планы по обучению персонала. Только сейчас они смирились с тем, что все-таки надо переводить обучение и внутрикорпоративное, и с внешними провайдерами на онлайн-режим», — рассказала владелица компании Екатерина Пономарева.

Сейчас рынок дополнительного образования, как может, держится за счет онлайна, но не все дисциплины вписываются в удаленку. «То образование, которое связано с групповой деятельностью, с проектами, с необходимостью живого общения, целиком в онлайн-формат перейти не сможет. Но другая часть очень хорошо перемещается», — говорит Абанкина.

Некоторые аналитики прогнозируют, что благодаря пандемии рыночный оборот онлайн-образования по итогам 2020 года увеличится как минимум на четверть. При этом сдерживающим фактором восстановления очного образования является возможная вторая волна коронавируса.

«Те, у кого получится перейти на новые рельсы, они и будут захватывать рынок, который будут высвобождать те предприниматели, которые не хотят или не готовы меняться. Полагаю, неизбежен тренд, при котором офлайновые услуги, которые могут быть оказаны онлайн, обязательно перейдут в виртуальную среду», — отметил директор учебного центра «Навыки 21 века» Дмитрий Устьянцев.

Пономарева согласна с коллегой и убеждена, что конкурентноспособными станут те компании, которые готовы представить клиентам уникальные и качественные продукты.

«Пандемия по-разному отразилась на рынке дополнительного образования. Есть плюсы, и есть минусы. Я очень внимательно слежу за тем, что происходит, и есть очень интересные информационные продукты, которые позволяют даже маленьким детям использовать платформы для отработки различных навыков. Но наряду с этим появилось много абсолютно коммерческих и бессмысленных, педагогически необоснованных продуктов, которые использовать нельзя. Есть только один способ избежать напрасной траты денег и обмана, так как цены на такие услуги немалые, — это посоветоваться со специалистами, прежде чем каким-то продуктом пользоваться», — рассказал «Новым Известиям» заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.

Он убежден, что дополнительное образование не может быть исключительно дистанционным. Его «фишка» в том, что оно живое. «Я не отрицаю пользу гаджетов, но нельзя по Zoom научить играть на скрипке», — отметил эксперт.

Елисеенко считает, что образование должно быть гибридным. «Переход в дистанционный формат должен дополнять, но ни в коей мере не заменять классическое образование. Онлайн дает возможность получить знания детям, которые, например, заболели или пропустили занятия. Но ничто не заменит живого общения с учителями», — говорит она.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Абанкина напомнила и о других минусах онлайн-обучения: недостаток самостоятельности, концентрации внимания, освоения материала. По ее словам, многие нуждаются в более серьезном консультировании по тем или иным предметам.

«Вообще получатели услуг разделились на неравные группы: одним ребятам, в частности детям с особенностями в развитии, очень комфортно в онлайн-формате. Они могут выбрать свой темп освоения предметов, не подвергаются буллингу и имеют возможность добиться лучших результатов. Эта доля, ее порядка 10%, выделяется. Для основной группы, конечно, онлайн-образование вызывает много рисков», — полагает Абанкина.

И еще один момент, который снижает процент пользователей услуг дополнительного онлайн-образования, — это банальная инфраструктурная недостаточность. Плохое качество связи, отсутствие гаджетов и обустроенного домашнего пространства. «Жилищные условия подавляющего большинства российских семей не позволяют организовать работу детям и взрослым в домашних условиях», — добавила директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

"