Posted 16 июля 2008,, 20:00

Published 16 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Найти и сохранить

16 июля 2008, 20:00
Только в этом году в столице отреставрируют более 150 исторических зданий из 2 тыс. объектов, относящихся к памятникам регионального значения. Об этом рассказал позавчера мэр столицы Юрий Лужков. Он также подчеркнул, что город будет реставрировать не только «свои», городские достопримечательности, но и те памятники, ко

Городские чиновники с гордостью отрапортовали: в прошлом году удалось привести в порядок 350 объектов культурного наследия. По их словам, речь идет не только о реставрации, но и о возвращении былого блеска старым зданиям. «В этом году мы даже планируем провести конкурс на лучшую реставрацию, – отметил глава Москомнаследия Валерий Шевчук. – За последние два года много было сделано: восстановлена гостиница «Ленинградская», здание ГУМа, Клуба Дорхимзавода и завода на улице Станиславского, блестяще отреставрированы Дом Пашкова и Царицыно… Нам надо выставлять наши лучшие работы по реставрации на международные конкурсы».

Никто не спорит, свое дело столичные реставраторы знают. Проблема в том, что объекты исторического наследия по каким-либо причинам не всегда своевременно попадают в список на восстановление. В мэрии пообещали эту ситуацию срочно изменить. Как рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель департамента имущества города Владимир Силкин, власти разработали проект закона «О приватизации госимущества города Москвы», согласно которому в столице не допускается продажа и приватизация памятников истории и культуры по частям. Кроме того, по его словам, в договор купли-продажи таких объектов вносится обременение – новый собственник обязан сохранить памятник истории и культуры и не допускать его разрушения.

На этой неделе звучали и более сенсационные высказывания. «Те памятники, которые требуют реставрации, мы приведем в порядок независимо от того, федеральная это собственность или региональная», – заявил мэр столицы Юрий Лужков. Заявление кажется столь значимым, прежде всего, потому, что в вопросе о восстановлении памятников городские и федеральные чиновники никак не могли найти общий язык. Яркий пример – история с памятником советской инженерной мысли Шаболовской башней. Юрий Лужков назвал ее объектом бедствия и заявил о готовности реконструировать башню, превратив в один из главных туристических объектов столицы, наподобие Эйфелевой башни в Париже. Но дальше разговоров дело так и не пошло: памятник находится в федеральной собственности, федералы денег на реконструкцию пока не выделяют. Теперь у Шаболовской башни, видимо, появится шанс родиться заново.

Впрочем, конфликт городских властей с федеральными не единственная проблема. В самом городе по-прежнему нет историко-культурного плана, некоего подобия Генплана, на котором были бы отражены все исторические здания столицы. «В Москве проводились историко-культурные исследования, но, к сожалению, эта работа не была систематизированной, – признался Валерий Шевчук. – Увы, целостный план, который бы включал все исторические здания, все памятники на территории Москвы, определял их территории, необходимость охранной зоны, давал бы исчерпывающий ответ, что ценно и что рядовое, что можно перестроить, сейчас находится только в проекте».

В результате время от времени появляются сообщения о «потерявшихся» и вновь найденных памятниках. Так, еще месяц назад Москомнаследия не имело представления о «спрятавшемся» в районе метро «Сокольники» и потихоньку разрушающемся двухэтажном деревянном доме, украшенном сергиево-посадской резьбой. Тревогу забила общественность. Москвичи стали интересоваться, что за удивительный дом сдается в аренду. Проверка показала, что здание на Русаковской улице дореволюционной постройки, это бывшая экспедиция медопивоваренного завода купца Калинкина. Дом признали памятником, теперь будут спасать от разрушения. Но сколько еще зданий продолжают «прятаться»?

"