Posted 17 июня 2019, 14:39
Published 17 июня 2019, 14:39
Modified 7 марта 2024, 16:01
Updated 7 марта 2024, 16:01
Людмила Бутузова
«Московский мусор добьёт экологию. Путин, помоги нам!» - для прямой линии с президентом 20 июня записано несколько десятков таких видео-воззваний. Надежда только на президента, местные власти, по мнению протестующих, боятся противостоять столичным чиновникам, превратившим Россию в свою помойку, а чаще, чтобы угодить Москве, обманывают людей, занижая экологические угрозы от строящихся предприятий. Чужой мусор становится политическим фактором уже потому, что сделал непримиримыми врагами местных жителей и чиновников разных уровней.
Одно за другим появляются видеообращения к президенту России от возмущенных жителей самых разных населенных пунктов, и все чаще деятельность местных властей характеризуется двумя словами– «война» и «диверсия».
Деревня Сычево от лица Рузского и Волоколамского округов предупреждает об угрозе расположенным здесь запасам питьевой воды и зоопитомнику Московского зоопарка. Эта угроза, по их мнению, исходит от размещения мусоросортировочного комплекса и комплекса по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) в Сычёвском карьере Рузского городского округа, на участке 64 гектара с открытым выходом грунтовых вод. «Это преступление против Москвы, против России» - предупреждают они. – Остановите экотеррор!»
Эмоциональное видеообращение к Путину записали жители Ногинского района Московской области. Больше сотни человек, собравшихся в деревне Вишняково, скандировали единственную фразу: «Мы хотим дышать чистым воздухом!» Это уже не первое обращение к президенту. Шесть лет люди просят закрыть свалку в Тимохово и не строить мусоросжигательный завод. Свалка в Тимохово, по словам активистов, отравляет вонью и свалочным фильтратом воздух города Электроугли и поселка Обухово, большей части городского округа Электросталь и водоносные слои почвы – колодцы частных домов. Судя по новому обращению, проблема осталась на месте, а мусоросжигательный завод, который будут строить по проекту «Чистая страна», должен принести на Ногинскую землю еще и ядовитые выбросы и золу.
Несколько дней назад с иконами наперевес к Путину обратились жители деревень округа Ликино-Дулево, где уже вырубают лес на площади 40 га под строительство комплекса переработки отходов. В деревнях Ильинский Погост, Куровская, Анциферово, Слободище не рады свалке в лесу, который до сегодняшнего дня сумел сохранить первозданную чистоту. Здесь обитают краснокнижные животные, здесь есть участок воспроизводства лосей, в болоте берут начало реки, впадающие в бассейн Москвы-реки. Закон запрещает размещать опасные объекты в истоках рек, а здесь - истоки рек Сушенка и Жидовка.
На видеообращение с президентом жители московского района Некрасовка, подстегиваемые невыносимой вонью с полигонов ТБО "Торбеево" и "Кучино", Люберецких очистных сооружений и мусоросжигательного завода МСЗ-4, вынесли целый иконостас. В Сергиевом Посаде, где тоже хотят строить что-то мусорное, гражданским активистам и священнослужителям сам Бог велел бить челом, прося защиты у Богородицы и главы государства. Похоже, «мусорный фактор» в сегодняшней российской обстановке, одинаково оскорбительно воздействует на чувства верующих и неверующих, если вынуждает их выступать единым фронтом.
Ровно за месяц до прямой линии с президентом на карте Московской области появилась новая горячая точка – Солнечногорск. Здесь до конца года власти планируют открыть комплекс по переработке 500 тысяч тонн отходов в год. На подходе также строительство мусоросжигательного завода - одного из четырех адских предприятий, которые, якобы, должны избавить Подмосковье от свалок. Для курортной жемчужины области, где еще сохранилась живая природа, появление двух объектов повышенной опасности, по мнению жителей, означает верную порчу. Народ яростно сопротивляется: митинги, сходы, петиции, 50 тысяч подписей под обращением в Администрацию Президента, Правительство РФ с просьбой не допустить экологической катастрофы. Местная власть в глухой обороне, и, кажется, делает все, чтобы поднять градус общественного недовольства. На слушания по мусорному комплексу в Поварково, жители пробивались с боем, через кордоны полиции и ЧОПа, больше тысячи человек не смогли попасть в зал. Те, кто попал, вместо ответов на крайне важные вопросы о технической экспертизе проекта, о том, куда делись деньги на рекультивацию уже существующей свалки, и о том, кто додумался строить перерабатывающий комплекс вплотную к землям садовых товариществ, получили всего лишь «дисциплинарные взыскания» от главы Солнечногорска Владимира Слепцова: « Не тыкайте в меня пальцем, я не кнопка! . Мы смотрели несколько площадок. Нет такого, где нет населения, все равно мы затронем или того, или другого... На обсуждении решения не принимается! Закон читайте!» К закону апеллировал и известный мусорный лоббист - министр ЖКХ и строительства Московской области Евгений Хромушкин:«Мы все живем в правовом государстве. Житель может сказать: «Я не хочу!» Но я, может быть, тоже чего-нибудь не хочу в этой жизни. А как? Вот все мусор образовывают - его куда девать?»
Да как обычно – на голову людям. И, похоже, в кабинетах это уже вопрос решенный. Муниципальные власти - всеми правдами и неправдами будут продавливать нужное им решение, игнорируя мнение жителей. А как жить потом тем, кто находится в 500 метрах от помойки? На таком расстоянии располагаются 10 коттеджных посёлков и СНТ, дачный кооператив «Семейный парк» находится еще ближе – 150 метров. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях уменьшения негативного воздействия на людей, устанавливает защитную зону в 1000 метров. Приказом главного санитарного врача Московской области в регионе границы уменьшены до 800 метров, для Солнечногорска, похоже, «в виду особых обстоятельств» границы вообще упразднят. И это возможно, ведь строительные работы в Поварково уже начались – без государственных и экологических экспертиз, а следовательно, БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО! При этом срок эксплуатации комплекса администрацией установлен - 25 лет, только за первые 12 лет объем захоронения на полигоне «Поварово» составит более 1 млн тонн твердых коммунальных отходов.
Мусорный скандал в Солнечногорске, собственно, и спровоцирован «особыми обстоятельствами»" Главное из них - на месте предполагаемого комплекса переработки отходов уже есть свалка. Появилась она в середине нулевых, когда изрядным количеством земли в Солнечногорске владело министерство обороны. Ушлые хозяйственники в погонах 20 гектаров отвели под нелегальную свалку, несмотря на то, что посередине участка берет свое начало река Радумля (приток Клязьмы и Истры). За несколько лет ее загрязнение достигло рекордных показателей: ПДК по некоторым веществам превышало норму в 200 раз. Зловоние от отходов распространялось на несколько километров, накрывая старинный город Зеленоград.
В 2015-м году суд Подмосковья постановил, что свалка незаконна, ее необходимо рекультивировать и восстановить ущерб, нанесенный местной природе. Его оценили в несколько сотен миллионов рублей. Было заведено уголовное дело, правда, в суде оно развалилось из-за отсутствия конкретного злодея. Минобороны быстренько избавилось от непрофильного актива, без всяких компенсаций передав злополучный участок на баланс гражданских властей. Правительство области, вроде бы, выделяло 900 00 миллионов рублей на ликвидацию последствий «военных действий», но за все годы, что длится эта история, власти так и не сподобились провести рекультивацию и компенсировать накопленный экологический ущерб.
Выступавший на публичных слушаниях министр Евгений Хромушкин, уверял людей, что «за те деньги, которые выделялись, сделали только первоочередные мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность и минимальную возможность самостоятельного возгорания этого мусора. Мы будем ее поднимать, прогонять через грохот, вычислять полезные фракции, вытаскивать органику, делать грунт». По его словам, будет также отдельная дорога от ЦКАД, 180 новых рабочих мест, новейшие безопасные технологии - «наша основная задача состоит в том, чтобы не только ликвидировать ущерб от свалки, но и развить территорию, дав ей вторую жизнь».,
Жители реагируют плохо. Все видят: вступившая в завершающую стадию мусорная реформа открыла чиновникам новые возможности для реализации самых опасных и вредных проектов под видом заботы об экологии и здоровья населения. Примеров тому множество: от отсутствия очистных сооружений в новых комплексах переработки мусора, как это произошло в Рошале, получившем в итоге ту же свалку, только в профиль, до агрессивного насаждения в Подмосковье «чистых» мусоросжигательных заводов, ни один из которых не подтвердил документально свою «экологическую безопасность» и даже по решению судов не представляет общественности проекты предприятий.
Солнечногорску, который ожидает сразу два мусорных сюрприза, вообще не показали ни одной официальной бумажки. Люди сами вынуждены разбираться, что это за RDF-топливо,. которое мусорный комплекс будет производить у них под носом, и какие предприятия его будут использовать. Мусоросжигательный завод, тень которого все ближе придвигается к округу, не оставляет сомнений, что выработанное на комплексе опаснейшее топливо будет использоваться заводом для сжигания еще более опасных и не подлежащих переработке и захоронению отходов. Таблица Менделеева с сравнении с тем, что после этого будет выброшено в атмосферу, покажется детским букварем.
Отсутствие полного комплекта документов на мусорный комплекс и на завод, а также игнорирование властями экспертных оценок, определяющих воздействие новых производств на окружающую среду, позволяет сделать вывод: с этими подарками не все чисто. Г-н Хромушкин , объясняя отсутствие документации, заявил, что это всего лишь концепция на подготовку конкурсной документации. Мол, мы сейчас вас выслушаем, и, возможно, даже и учтем что-нибудь.
Когда «учтут», пить боржоми будет поздно. Понимая это, солнечногорцы стучатся во все двери, где их могут услышать, и готовят иски в суды. Сейчас, по словам инициативной группы, их пока три: - о незаконном назначении публичных слушаний в отсутствие проекта мусорного комплекса; - о проведении рекультивации незаконной свалки, на месте которой запроектирован новый полигон; - о предоставлении проектной документации мусоросжигательного завода, которую застройщик - АГК-1 - прячет от населения, как зеницу ока.
К слову, иски о предоставлении проектной документации уже выиграны в Наро-Фоминске, Воскресенске и Казани, где планируется строить аналогичные солнечногорскому мусоросжигательные заводы. Суд обязал АГК-1 выдать документы, однако этого до сих пор не произошло, рассказал воскресенский активист Алексей Холкин. А как провести общественную экспертизу МСЗ, если проекта нет?
Еще одна инициатива - референдум о полном запрете строительства мусоросжигательных заводов в Московской области, который собирается инициировать объединенная группа жителей из разных районов Подмосковья. В первых рядах Зеленоград, который всего лишь в 10 километрах от планируемой душегубки, и в городе прекрасно понимают, чем грозит солнечногорский МСЗ их заповедной территории. Вопрос о рефендуме пока не решен, но его вновь поднимали на совместном митинге жители Солнечногорска и Зеленограда. К слову, митинг организовал экс-глава солнечногорского поселка Андреевка, известный экологический активист Иван Ульянченко, а прошел он на зеленоградской территории - около железнодорожной станции Крюково. Власти Зеленограда согласовали протест, испугавшись, что иначе не избежать социальных взрывов.
На это есть две взаимосвязанные причины: грядущая экологическая катастрофа приведет к тому, что жить в этих местах будет невозможно, а недвижимость собственников полностью обесценится. Как-то не принято борьбу с помойками рассматривать в этом ракурсе, но протесты в Зеленограде и Солнечногорске явственно дали понять властям, что им уже не дадут игнорировать экономические потери десятков тысяч людей от навязанного блага иметь поблизости два опасных мусорных объекта.
«Огромное количество людей, не зная о мусорных планах, вложили большие деньги и силы в обустройство своих дач, домов и участков, - гремел вчерашний митинг. - Коммерсанты, которых с нашей заповедной территорией ничего не связывает, кроме денег, которые они будут осваивать на мусоропереработке - собираются обнулить труд всей жизни тысяч местных жителей. Фактически это грабеж народа в размере десятков и сотен миллиардов долларов, уничтожение популярных дачных мест и санаториев». По подсчетам экспертов, только один мусоросжигательный завод принесет ущерба частным лицам и малому бизнесу на несколько триллионов рублей. Убытки от мусорного комплекса, на котором большую часть отходов планируют захоранивать или сжигать, попутно загрязняя в фильтратом водоемы и грунтовые воды, будут как минимум не меньше.
- Язык денег власти понимают лучше, чем профессиональные доводы, - заявил «НИ» один из организаторов протеста. – Не откажутся от своих планов - будем через суд требовать возмещения ущерба от конкретных чиновников, принимавших решение. Посмотрим, как они запляшут.
В рамках государственной программы «Экология и окружающая среда Подмосковья на 2017- 2026 гг.» правительством области выделены денежные средства в размере более 3,8 млрд. руб. На возмещение ущерба всем пострадавшим этих денег явно не хватит.
Активисты кивают на «огромный бюджет» Москвы и недоумевают: почему с таким ресурсом столица не может справиться со своим же мусором «где-то у себя». «Помойку просто из одного места переносят в другое, занимая такие большие площади. Если Москва будет решать свои проблемы таким способом, то скоро всю страну под мусорки распишет»,— пишут на прямую линию президенту жители печально известной Урдомы Архангельской области. Им тоже есть что защищать: «Рыба помрет, грибы с ягодами пропадут — а у нас люди только этим и живут». Действительно, многие жители, в основном пенсионеры, подрабатывают, продавая грибы в заготовительные пункты.
Протестующие уверены, что проект московской мэрии навредит экологии не только ближайших поселков, но и всей Архангельской области. «У нас более 77 тыс. рек и ручейков, а ближайшая к полигону река Вычегда — крупнейший приток Северной Двины,— объясняет активистка из Архангельска Антонина Обеднина.— Мы проводили эксперимент: пускали в воду с того места, где будет помойка, маячок с GPS-трекером — через пять дней он оказался у нас. Вы представляете: если хоть один брикет с мусором порвется, яд потечет и мигом отравит все вокруг. В облправительстве нам рассказывают, что есть инвесторы, которые готовы сжигать эти мусорные брикеты, но у этих инвесторов нет никаких документов, не ясна морфология отходов. И после этого они хотят, чтобы мы поверили в экологичность такого проекта? Мы будем стоять насмерть и никого сюда не пустим.»
Отсутствие информации о проекте и невозможность рассказать о нем подробно жителям сильно навредили имиджу региональных властей. Экологические протесты окончательно приобрели политическую окраску. Жители уверены: именно губернатор виноват в том, что в регион поедет московский мусор. «Собянин мог в любое место ткнуть, многие регионы отказались, - поделился с газетой «Коммерсантъ» урдомчанин Георгий. - А наш взял и согласился. Продал нас под помойку. Почти год Урдому кошмарят, а он к нам так и не приехал». Местные жители говорят не только об ощущении предательства со стороны регионального руководителя: еще не пришедший на станцию мусор обострил и без того сложное отношение отдаленных регионов к столице.
20 июня на прямой линии Владимиру Путину придется непросто, если, конечно, «тема с душком» до него дойдет и он захочет высказаться по всем связанным с ней вопросам, в том числе и о том, почему Москва, никого не спрашивая, переносит свою помойку куда захочет.
Возможно, столичные чиновники туговаты на ухо или у них плохо с памятью. Но мы напомним: в середине мая в ходе медиафорума ОНФ в Сочи президент раскритиковал «Шиесский проект»: «Не очень понимаю, зачем создавать опять полигон… в непосредственной близости от населенных пунктов». Тогда он пообещал обсудить это с руководством Москвы: «Они не могут решать это келейно, не спрашивая мнения людей, которые проживают в непосредственной близости от тех полигонов».
Но сворачивать мусорные проекты никто пока не собирается, неизвестно и о каком-либо опросе «мнений людей». В пресс-службе мэрии Москвы на запросы СМИ, а уж тем более простых граждан, не отвечают. Ладно, обсудим перезревшую проблему на прямой линии с президентом.