Posted 16 апреля 2015,, 21:00

Published 16 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Глубина падения

Глубина падения

16 апреля 2015, 21:00
Несмотря на запуск программы по поддержке автопрома, продажи легковых машин и коммерческого транспорта продолжают падать. В марте снижение составило 42,5%. По итогам же первого квартала 2015 года падение составило 36,3%. Эксперты ассоциации российских дилеров прогнозируют, что падение продаж продолжится и по итогам это

На недавней пресс-конференции вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев заявил, что падение продаж ниже отметки в 1,5 млн. автомобилей может стать критическим в первую очередь для дилеров. Автомобильная промышленность получает помощь от государства, но для дилерских сетей, зависящих только от частного капитала, таких преференций не предусматривается, хотя размеры вложений в разы больше. Предприниматели вкладывают в бизнес свои средства, суммарный объем которых достиг уже 15 млрд. долларов. Было открыто свыше 4 тыс. дилерских центров по всей стране, однако в 2015 году четверть из них может прекратить свое существование. Главными причинами называются пессимистические ожидания покупателей и непростая макроэкономическая ситуация.

В прошлом году дилерские сети уже сократили 20 тыс. человек по всей стране. В этом к уволенным могут присоединиться еще около 100 тысяч. Автопромышленность, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сократит еще около 3–5% работников. Но если в промышленности люди уходят с крупными пакетами выплат (до семи окладов), то небольшие дилерские сети не имеют возможности предоставлять «парашюты» бывшим сотрудникам.

Как отметил г-н Моисеев, в целом под серьезным ударом оказалось до трети дилерских центров. В первую очередь пострадали компании, взявшие на вооружение франшизы брендов, не имеющих свои производства в России. Их продажи упали на 85%. Некоторые бренды, такие как Seat, Luxgen, Opel, вообще ушли с рынка, другие же существенно сократили свое присутствие. Mazda убрала популярную «трешку», а Honda оставила только кроссоверы. Сокращают присутствие Peugeot и Citroen.

Последствия будут заметны уже в конце этого лета. Руководство дилерских сетей приходит к пониманию тяжелой ситуации и, возможно, начнет консервировать бизнес. Дело усугубляет тот факт, что перепрофилировать деятельность практически невозможно. Получить франшизу от популярных производителей трудно, так как концерны не готовы наращивать имеющуюся сеть. В этих условиях уход GM нанес существенный урон среднему бизнесу. Около 300 дилеров Opel и Chevrolet инвестировали в создание сети не менее 1,1 млрд. долларов. По данным РОАД, готовится иск к GM с требованиями компенсировать непредвиденные убытки. Планируется привлечение адвокатских контор из Европы и США, специализирующихся на таких исках.

Ряд негативных тенденций на авторынке удается ослабить благодаря взвешенной политике банковского сектора. Если бы финучреждения действовали так же агрессивно, как в прошлый кризис, то 30% существующих дилеров уже бы сейчас прекратили существование. Дело спасает тот факт, что банки не могут реализовать еще прошлую собственность, отобранную у дилеров в 2009 году. Пустующие помещения в безлюдных районах на окружных дорогах и в промышленных зонах не пользуются спросом, а превратить их в функционирующие СТО невозможно, так как банки не готовы вкладываться для получения франшиз.

«Поэтому в этот кризис банки стремятся не делать скоропалительных агрессивных действий», – отмечает Олег Моисеев. Пока они заняты подготовкой новых кредитных продуктов.

«Самым популярным кредитом в прошлом году был долговременный заем на 7 лет, выдаваемый при 10% аванса за автомобиль», – рассказывает директор по развитию проекта «Выбор автомобиля» Роман Гуляев. Такой продукт позволил значительно продвинуться в регионы и достигнуть планки кредитования продаж легковых автомобилей в 40%. Однако сейчас этот финансовый продукт недоступен, а льготные кредиты выдаются максимум на 3 года, что при цене машины в 1 млн. рублей оборачивается неподъемными для многих семей ежемесячными платежами на фоне тревожных макроэкономических ожиданий. В итоге доля кредитных автомобилей пока колеблется в районе 7–8%.

Между тем уже наблюдается оживление, и продажи в кредит стали расти. К льготному кредитованию добавляются продукты от корпоративных зарубежных банков, созданных автопроизводителями. Они могут привлекать капиталы из-за рубежа в обход санкций, благодаря чему процентные ставки у них почти в 1,5 раза ниже ставки ЦБ. Вкупе с государственными программами льготного кредитования ставки могут опускаться до 5–7% годовых. Однако по оценкам РОАД, эти меры помогут продать около 200 тыс. машин дополнительно. В этом случае глубина падения сократится с 50 до 42%.

Но даже если госпрограммы поддержки не сработают, то, тем не менее, есть планка, за которую продажи не свалятся. Эксперт аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отмечает, что нижний предел падения продаж – это 1300 тыс. легковых автомобилей. На этом уровне колеблется транспортная жизнедеятельность. От машин отказаться нельзя, идет плановое обновление корпоративных парков, проводятся госзакупки, ведомства приобретают новый транспорт, в свою очередь, семьи, отказываясь от второй машины, продолжают эксплуатировать первую, и т. д.

В рамках этих цифр идет расслоение по моделям. Средний сегмент падает на 85%, а вот бюджетные иномарки и премиальные модели показывают гораздо большую стабильность. На этом фоне резко выделяются концерны, способные предоставить покупателям просторные седаны, собранные в России и по выгодным ценам. Выделилась большая тройка. На первом месте стоит альянс Renault-Nissan с АвтоВАЗом. На их долю приходится более 35% рынка. Далее следуют Hyundai и KIA (свыше 20%) и на третьем концерн Volkswagen (свыше 10%). В десятку лидеров вошли и премиальные марки, такие как Toyota-Lexus, а также Mercedes-Benz, который уже рассматривает возможность открытия своих производств в России. Компания выбирает из трех регионов: Санкт-Петербург, Казань и Свердловская область.

Как отмечает Олег Моисеев, в этом и следующем году рост продаж может быть только у тех компаний, что способны нарастить локализацию свыше 60%. В этом случае дилерские сети, работающие с концернами, вложившимися в Россию, способны справиться с тяжелыми кризисными явлениями. Кроме того, часть дилеров должна сконцентрировать доходность в сегменте послепродажного обслуживания.

По данным агентства «Автостат», официалы занимают только 9% сервисного рынка. Примерно 33% приходится на независимые СТО. Остальные 58% – это полулегальные сервисные предприятия, ателье и точки кузовного ремонта. За счет экспансии в этот сегмент и предлагается выживать. Один из путей избежать дилерского краха – это наращивание доли послепродажного обслуживания в целом хотя бы до 20–25% от рынка. Прибыльность от непосредственной продажи машин в 2015 году в лучшем случае будет нулевой, предупреждает г-н Моржаретто.

"