Posted 16 сентября 2020,, 18:01

Published 16 сентября 2020,, 18:01

Modified 7 марта, 14:41

Updated 7 марта, 14:41

Жители Волгоградской области несколько лет задыхаются от «химических атак»

Жители Волгоградской области несколько лет задыхаются от «химических атак»

16 сентября 2020, 18:01
Фото: novostivolgograda.ru
Жители Светлоярского района Волгоградской области задыхаются от ночных «химических атак». Они пишут жалобы в различные инстанции уже несколько лет. Но пока надзорные органы не установили источник загрязнения воздуха, что вызывает массу вопросов.

Светлоярский район — не единственный в регионе, где жители жалуются на загрязнения воздуха. Были проблемы и в южной части Волгограда — Красноармейском и Кировском районах. Некоторое время назад, еще до банкротства, активно дымил «Красный Октябрь» на севере города, но сейчас там все более-менее в порядке.

Наибольшие опасения экологов вызывает ситуация как раз в Светлоярском районе — это больная тема уже на протяжении нескольких лет. Последний крупный скандал из-за массовых жалоб на химический запах произошел в 2018 году, тема периодически всплывала в 2019-м, последняя волна сообщений о сильной вони по ночам пришлась на июль–август этого года.

То, что воздух в Светлоярском районе действительно загрязнен — доказанный факт. В частности, инспекторы областного комитета природы совместно с экспертами ГБУ ВО «Региональный центр экологического контроля» сделали замеры 27–31 июля этого года и пришли к выводу, что превышены предельно допустимые концентрации (ПДК) по сероводороду и аммиаку, пишет издание «НовостиВолгограда».

Кроме того, стационарный пост наблюдения за состоянием воздуха в границах Светлого Яра регулярно фиксирует превышения ПДК по ряду опасных веществ. К примеру, только за март 2020 года было выявлено 474 превышения по сероводороду (максимум — 10,8 ПДК), за май — 166 случаев по оксиду углерода (3,0 ПДК).

Чаще всего жители ощущают неприятный запах по ночам. Но только тогда, когда ведомства не проводят проверки. Как только начинаются контрольно-надзорные мероприятия, так по взмаху волшебной палочки становится легче дышать.

«Если бы в Светлоярском районе все было нормально, то не было бы чудовищной вони, которая вызывает аллергическую реакцию и астматические приступы у детей, не было бы роста по онкологическим заболеваниям. Почему-то такой же картины мы не наблюдаем в других районах области и Волгограда», — отмечает экологический активист, представитель регионального штаба ОНФ Константин Глушенок.

По данным местной ЦРБ, в 2018 году новообразования были выявлены у 25 детей, хотя в предыдущие годы цифра была в разы меньше — от 0 до 6. Среди взрослого населения заболеваемость раком тоже выросла: 346 в 2014 году против 926 в 2018-м. Смертность от онкологии тоже возросла. Если в 2014 году от нее умерли 65 человек, то в 2018 — 81. К слову, в Светлоярском районе проживает чуть больше 36 тысяч человек.

В настоящее время специалисты ОНФ намерены провести исследование: взять на анализы срезы волос и ногтей жителей, чтобы узнать, какие опасные соединения и в каком количестве присутствуют в их организмах.

А пока задыхающимся людям остается только догадываться, кто отравляет их жизнь. В качестве основного подозреваемого они называют секцию № 2 пруда-накопителя АО «КАУСТИК», куда сбрасываются сточные воды с промзоны «южного промышленного кластера». Почему именно оно? Ну, например, там в 2014 году «осели» жидкие отходы от сероочистки первого класса опасности, вывезенные с ООО «Газнефтесервис». После того, как они оказались в пруде-накопителе, порядка 600 жителей пожаловались на головокружение и тошноту из-за едкого химического запаха. Однако наказания за это так никто и не понес. При этом, как рассказал «Новым Известиям» корреспондент «НовостиВолгограда» Никита Дробны, на тот момент незаконный вывоз отходов на пруд-накопитель был возможным. Возможен ли он сейчас — вопрос к правоохранительным органам.

Несколько лет назад было принято решение о ликвидации пруда-накопителя как источника негативного воздействия на окружающую среду. Тогда предприятию предложили перестроить производственные процессы и большую часть отходов утилизировать на своей промплощадке. Но, по словам эксперта-эколога Натальи Воронович, недавно появился новый проект, в котором говорится уже о реконструкции пруда-накопителя с целью обезвреживания. Независимые эксперты отнеслись отрицательно к этой идее.

Само же предприятие считает пруд-накопитель абсолютно безопасным. Там полагают, что расстояние в 6 км от жилой зоны Светлого Яра не позволяет объекту размещения отходов влиять на загрязнение воздуха. Кроме того, представители предприятия сообщили, что мониторинг на территории секции № 2 пруда-накопителя и на границе санитарно-защитной зоны говорит о том, что ПДК вредных веществ не превышаются.

Однако совсем иная информация была предоставлена представителями регионального комитета экологии. Они рассказали, что зафиксировали существенные превышения ПДК по сероводороду и небольшие превышения ПДК по аммиаку с подветренной и наветренной стороны секции № 2. Межрегиональное управление Росприроднадзора также признало, что влияние данного объекта на загрязнение воздуха «предполагается возможным».

Кроме того, в 2018 году исследование, заказчиком которого был «КАУСТИК», показало превышение содержания бенз (а)пирена (вещество первого класса опасности, образуется при сгорании углеводородного топлива) в почве вокруг пруда-накопителя в 4 раза. Превышения ПДК в разных масштабах были выявлены в 25% проб почвы.

«До сих пор ни эксперты, ни местные жители не знают, откуда там взялся сильнейший канцероген и каким образом он распространяется с ветрами. Самое главное — мы не получили ответа на вопрос, кто будет устранять допущенные нарушения», — говорит Воронович.

В ГК «НИКОХИМ» отрицают причастность «КАУСТИК» к появлению бенз (а)пирена в почве на территории Светлоярского района. Якобы данное вещество не образуется ни в результате хозяйственной деятельности предприятия, ни на объекте размещения отходов. Контролирующие ведомства пока не готовы сказать, откуда взялся канцероген.

«Мы ждем реакции от надзорных ведомств. Но облкомприроды не вправе предпринимать действия в отношении предприятия, которое находится в федеральном подчинении, а на межрегиональное управление Росприроднадзора особой надежды нет, поскольку оно констатирует факты выбросов, но затрудняется определить конкретного виновника этих загрязнений», — говорит Дробны.

По его словам, источник выбросов до сих пор не установлен, поскольку в районе действуют несколько предприятий схожего профиля, каждое из которых отрицает наличие превышений по выбросам.

Среди других возможных источников загрязнения Светлоярского района экологи называют заводы южного индустриального кластера Волгограда, промплощадку ООО «ВПО Волгохимнефть», бывший пруд-отстойник нефтеперерабатывающего завода и ООО «Осока-Лик», управляющее местным водоканалом.

«Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что в Светлоярском районе проверки идут чуть ли не круглосуточно, и некоторые инспекторы Росприроднадзора уже практически живут на местных предприятиях. Конечно, было бы преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы, но поскольку эти инспекторы раз от раза не находят конкретных источников загрязнения, может возникнуть вопрос, за чей счет они там „живут“?», — отметил журналист.

При этом органы власти Волгоградской области не давали официальных комментариев по проблеме. «Вероятно, с их точки зрения, ничего нового в Светлоярском районе не происходит», — предположил Дробны.

Пока редакция «НовостиВолгограда» к пруду-накопителю не ездила. Сейчас он обнесен оградой с контрольно-пропускным пунктом. Но журналисты намерены и дальше писать об этой проблеме. «Планируем продолжать эту тему и сделать выезд, когда вновь начнутся выбросы. Сейчас они прекратились на то время, пока идут проверки», — поделился Дробны.

При этом местные активисты и экологические инспекторы, настаивающие на расследовании причин возникновения запаха, уже получили «черную метку». Их перестали приглашать на официальные мероприятия. Теперь вместо экологов, которые задают неудобные вопросы, на «дежурно-показательные» рейды​ привозят, например, пенсионеров из движения «Серебряных волонтеров», которые очевидным образом не погружены в тему, рассказал журналист издания «НовостиВолгограда».

"