Posted 16 апреля 2009,, 10:52

Published 16 апреля 2009,, 10:52

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Патриарх омыл ноги священникам и призвал смиряться

16 апреля 2009, 10:52
Патриарх омыл ноги священникам и призвал смиряться

Сегодня, в Великий четверг Страстной седмицы, впервые за 20 лет Патриарх Московский в всея Руси в Богоявленском кафедральном соборе Москвы совершил древний чин омовения ног 12 священнослужителям, символизирующим апостолов, которым Христос омыл ноги на Тайной вечере.

Патриарх Кирилл совершал сегодня те же действия, о которых говорится в Священном Писании. Он снял верхнее облачение, препоясался лентием (специальным полотенцем), налил воду из кувшина в чашу, омыл ноги каждого из 12 священников и отер их.

После этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал всех верующих смиряться и помнить, что перед Богом все равны. «!Это обрядное действие помогает понять всю глубину Божественного смирения и снисхождения», — сказал он.

Между тем считается, что эта практика не является обязательной и зависит от личного выбора каждого архиерея. Например, патриарх Алексий II в бытность предстоятелем не совершал в Великий четверг чин омовения ног, в то время как его предшественник патриарх Пимен соблюдал эту традицию, равно как и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, духовный учитель нынешнего Патриарха.

Как сообщает официальный сайт Московской Патриархии, чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.

Кроме того, данный чин совершается в Римской Католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины — мужчинам и женщины — женщинам.

По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг. После пения «Буди имя Господне» Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.

Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.

После того как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».

Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего Патриарх говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику.

После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии.

"