Posted 14 ноября 2012,, 20:00

Published 14 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

Урок божий

Урок божий

14 ноября 2012, 20:00
В ходе подготовки в Госдуме ко второму чтению нового закона «Об образовании» стало известно об инициативе создания в школах молитвенных комнат. В Русской православной церкви, представители которой инициировали поправки, ссылаются на существование молитвенных комнат в зарубежных школах и университетах. Эксперты возражаю

Молитвенные комнаты в школах могут появиться в соответствии с поправками в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятыми Госдумой в первом чтении параллельно с правительственным законопроектом «Об образовании в РФ». Эти поправки разрешают школам предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет в том случае, если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей. По словам первого зампредседателя комитета по образованию Госдумы Владимира Бурматова, поправки были инициированы Московской патриархией. Г-н Бурматов заверил «НИ», что потребность в создании таких комнат для него «не очевидна», так как «пока, кроме Московской патриархии, с такими предложениями никто не обращался».

В пресс-службе Московской патриархии заверили, что поправки «никоим образом не нарушают принцип светского характера образования в государственных образовательных учреждениях». Глава Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил «НИ», что инициатива «полностью соответствует мировой практике», так как «во многих школах и университетских кампусах на Западе есть места для молитвы» и «часто существует несколько молитвенных помещений для разных религий».

В России молитвенных мест для разных религий не будет, говорит «НИ» член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко: «В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более если их мало и они являются меньшинством». По словам г-на Игнатенко, «государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности» и появление молельных комнат может привести к тому, что «детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений».

Появление молельных комнат в школах «придаст наиболее адекватную трактовку термина «светскость» как нейтральность по отношению к религиозному и атеистическому мировоззрению», заверяет «НИ» профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. По его словам, пока что «школы, формально являющиеся светскими, трактуются как атеистические, то есть не предоставляющие верующим учащимся возможности проявлять свое вероисповедание в учебном заведении». Протоиерей Козлов уверен, что молитвенные комнаты не должны и не будут мешать образовательному процессу: «Вместо того чтобы курить за углом, мальчик или девочка идут во время перемены привести себя в порядок и внутренне отдохнуть в школьную часовню и проводят там время куда более естественно и правильно, чем какое-то количество их одноклассников».

Представители других традиционных религий считают появление молельных комнат только для православных неуместным. Председатель Исламского комитета Джемаль Гейдар заявил «НИ», что у мусульман потребность в молитвенных комнатах также существует, но они «запуганы и затравлены, и поэтому не осмеливаются даже выступить с такой инициативой». Раввин московской общины «Даркей Шалом» Довид Карпов заверил «НИ», что если у школьника-иудея возникнет потребность помолиться, он сможет это сделать почти в любом месте, даже в классе, не привлекая внимания, а «синагогу не заменит никакая комната в школе». Раввин также рассказал «НИ» о практике «минуты молчания» в некоторых западных школах: «Перед уроком всем детям предлагают молча обратиться к богу так, как они это понимают. Человек может задуматься, зачем он живет в этом мире, а дальше переходить к урокам. Это не создает розни, а объединяет. Потому что стихийно мы все религиозны».