Posted 13 декабря 2019, 05:45

Published 13 декабря 2019, 05:45

Modified 7 марта, 15:31

Updated 7 марта, 15:31

ЕСПЧ обратился к российским властям с запросом о внесудебных казнях в Чечне

13 декабря 2019, 05:45
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) начал процесс коммуникации с властями РФ по делу о «внесудебных казнях» в Чечне в 2017 году, когда, как предполагала «Новая газета», могли быть расстреляны от 27 до 56 человек.

ЕСПЧ коммуницировал жалобу родственников пяти человек, которые без вести пропали в Чечне. Жалобу подготовили юристы правозащитного проекта «Правовая инициатива». 15 заявителей утверждают, что их родные были задержаны местными силовиками в конце декабря 2016 года – начале января 2017 года. О том, что с ними произошло, до сих пор неизвестно, несмотря на то, что граждане обращались в прокуратуру Чечни и Генпрокуратуру, а также в следственные органы, сообщает «Коммерсантъ».

Возбуждать уголовные дела правоохранители не стали. Свой отказ следствие объяснило тем, что пропавшие вступили в ряды НВФ и уехали в Сирию. Не дало результата и обращение родственников пропавших к уполномоченному по правам человека в Чечне Нурди Нухажиеву.

Напомним, что массовые задержания граждан по подозрению в причастности к террористической деятельности начались в Чечне 18 декабря 2016 года. Четверо боевиков в Грозном убили полицейского, завладели его оружием и автомобилем, попытались скрыться, но были ликвидированы во время преследования. Подобный инцидент произошел и на следующий день, когда после нападения на сотрудниками полиции были убиты трое боевиков, а несколько – задержаны. Тогда же силовиками были задержаны более 20 молодых чеченцев, которые, как утверждают правоохранители, могли быть связаны с террористическим подпольем.

Силовики Чечни заявили, что им удалось выйти на след предполагаемых экстремистов благодаря вскрытой их переписке в мессенджере WhatsApp. Якобы администраторами и участниками группового чата были близкие родственники ликвидированного в 2007 году полевого командира Исы Мускиева. По данным правоохранительных органов, его подчиненными были убиты 102 человека, 84 из которых – мирные жители.

Согласно жалобе, направленной в ЕСПЧ, «в ночь на 26 января 2017 года имела место массовая казнь от 27 до 56 задержанных, в том числе родственников заявителей, которая проходила в помещениях полка патрульно-постовой службы полиции имени Героя России Ахмата Кадырова, казненные подозревались в участии в террористической деятельности или гомосексуализме». Эта информация была опубликована в материале «Новой газеты» «Эта была казнь». В заметке содержались документы, полученные журналистами от источника в МВД по Чечне, а именно список задержанных в конце января с фотографиями, сделанными полицейскими сразу после задержания. Также в документах были проставлены пометки «+» и «-». Последняя была трактована изданием как ликвидация.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков летом 2017 года заявил, что в Кремле информацию «приняли к сведению», а также, что в МВД Чечни не нашлось подтверждения предположениям о расстреле. Глава Чечни Рамзан Кадыров, в свою очередь, заявил в своем Telegram-канале 10 июля 2017 года, что «разные силы пытаются через определенные рычаги поколебать мир» в республике, «жизнь каждого человека в нашей республике ценится превыше всего».

27 июня 2019 года «Правовой инициативой» были поданы жалобы в ЕСПЧ от имени 15 заявителей. Также еще одна жалоба была направлена от шести заявителей 12 сентября 2019 года. Юристы правозащитного центра «Мемориал» тоже подали в ЕСПЧ жалобу от имени двух заявителей. По мнению ЕСПЧ, российские власти должны дать ответы на все пункты коммуницированной судом жалобы до 3 марта 2020 года.

По словам адвоката «Правовой инициативы» Рустама Мацева, быстрая реакция ЕСПЧ – случай достаточно редкий.

- Обычно коммуникация происходит по процедуре, когда у суда есть устоявшаяся практика, например по делам неоказания медпомощи в местах лишения свободы. А такие обращения, какие направили мы, могут занимать пять-шесть лет. Меня удивила и порадовала такая оперативность, сказал Мацев.

Он отметил, что судом были подчеркнулты два аспекта – просьба предоставить документы, говорящие о проведении всех спецопераций в этот период, и информацию обо всех собраниях и встречах, где, предположительно, «звучали публичные угрозы в адрес родственников со стороны высокопоставленных силовиков: людей собирали в районных ДК и требовали перестать искать своих задержанных».

Напомним, что 10 декабря 2019 года США ввели санкции в отношении главы управления МВД РФ по Грозному Аслана Ирасханова, обвинив его в массовом убийстве и нарушении прав человека. В заявлении Госдупартамента сказано, что Ирасханов несет ответственность за внесудебную казнь 27 человек, которую совершил полк патрульно-постовой службы полиции имени Ахмада Кадырова.

Подпишитесь