Posted 11 августа 2015,, 21:00

Published 11 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Заслуженный пилот России Владимир Романенко

Заслуженный пилот России Владимир Романенко

11 августа 2015, 21:00
После гибели людей 8 августа в авиакатастрофе над Истринским водохранилищем, когда гидросамолет столкнулся с вертолетом, чиновники на всех уровнях снова заговорили о проблемах малой авиации. Заслуженный пилот России, пилот-инструктор первого класса различных типов самолетов и вертолетов Владимир РОМАНЕНКО рассказал «НИ

– Полеты на всевозможных легкомоторных летательных аппаратах стали очень доступными. Отвечают ли они требованиям техники безопасности?

– Абсолютно не отвечают. Предлагающие такие услуги компании не имеют права этим заниматься, поскольку у них, как правило, нет ни лицензии, ни соответствующих регистраций. Практически все центры малой авиации Росавиация позакрывала. Поэтому им приходится прятаться, работать незаконно. Росавиация самоустранилась от руководства малой авиацией, пошла по пути запретов, но это, понятно, не помогает. Как летали, так и продолжают летать. Года два назад я подготовил предложения по тому, как можно совершенствовать организацию полетов малой авиации. Этот документ даже дошел до Думы, но на него не обратили внимания. Я уже тогда говорил, что мы дождемся от малой авиации серьезных проблем, но меня никто не хотел слушать. Вот одной катастрофы дождались. Но я вас уверяю – она далеко не последняя. Кроме того, нужно учитывать, что большая их часть скрывается. Я знаю, что только в Северо-Западном регионе ежегодно происходит несколько таких катастроф. Нынешнему руководству Росавиации это удобно. Они не регистрируют самолеты и не выдают свидетельств пилотам. Поэтому, когда они разбиваются, ведомство начинает отнекиваться, мол, и самолет не наш, и пилоту мы разрешения на полеты не выдавали. То есть они самоустраняются от вещей, которыми, по сути, должны заниматься.

– А почему так происходит?

– Это очень удобно, поскольку нет никакой ответственности. Ну разбился кто-то на Истринском водохранилище. Сейчас скажут, что ни у одного, ни у другого пилота не было лицензии на выполнение этих работ. Организацией так называемых прогулочных полетов должны заниматься хотя бы небольшие авиакомпании или клубы, но их нет. Раньше этим занимались частные аэроклубы, но сейчас их тоже все позакрывали.

– Хотя бы кто-то такие полеты отслеживает? Я же не могу купить самолет и полететь, куда мне заблагорассудится.

– Теоретически в каждом регионе есть управление гражданской авиацией, так называемое территориальное управление. На него возложены эти обязанности, но вместо того чтобы контролировать, они просто закрывают все эти клубы, не дают лицензий и считают, что с проблемой справились. Тем не менее самолеты продаются, на них летают. Поскольку контроль отсутствует, на них и убиваться будут бесконтрольно.

– Даже если такие самолеты летают бесконтрольно, для них все равно должны быть выделены маршруты. Гражданские пилоты должны знать, что есть зоны для малой авиации.

– Зона до 300 метров называется зоной неконтролируемого воздушного пространства. Там можно летать с места на место. Самолеты должны базироваться на каком-то аэродроме, обслуживаться на сертифицированной ремонтной базе или иметь собственные боксы для этого. Но для этого должна быть развита инфраструктура. Развивать ее никто не хочет, а полностью закрыть не получилось. Вот они и летают. Никто никому ничего не сообщает – сели и полетели.

– А небольшие самолеты видны на локаторах, например, гражданских судов?

– Нет, поскольку легкомоторные самолеты идут на малых высотах. Но они большим судам опасности и не представляют, поскольку не ходят по их трассам. Они, как правило, летают вне зон взлета и посадки, далеко от аэродромной зоны. Но если они вдруг окажутся в аэродромной зоне, их обнаружат диспетчеры по своим диспетчерским локаторам.

– Что из себя представляют пилоты легкомоторных самолетов?

– Раньше были так называемые авиационные учебные центры, которые занимались подготовкой пилотов-любителей или, как их еще называют, частных пилотов. Они же, как правило, владельцы своих самолетов. Существовала определенная программа, которую нужно отлетать, экзамены. Но сейчас, повторюсь, эти центры позакрывали. Поэтому, думаю, по большей части те, кто сейчас летает, если и имеют документы, то липовые. Такие полеты осуществляют и некоторые бывшие военные летчики, хотя и они на это не имеют права, поскольку должны пройти переподготовку и получить допуск на управление данным типом самолета.

– Получается, чуть ли не у всех пилотов, которые осуществляют прогулочные полеты, липовые документы?

– Я уверен, что лицензий у большинства из них нет. Возможно, у некоторых есть какое-то пилотское свидетельство. А если и есть, то не факт, что оно настоящее. Вам как пассажиру могут показать некую корочку, на которой будет стоять печать с самолетиком, и вы, как не специалист, поверите, что она настоящая. Я предлагал создать при каждом управлении гражданской авиации отделы авиации общего назначения, которые могли бы выдавать разрешения для пилотов, летающих для себя. А для особо дисциплинированных компаний, ежегодно проходящих сертификацию, чьи пилоты действительно проверены, можно было бы разрешить эти виды работ. Но это нужно контролировать. Государство делать это не хочет.

– Компании тяжело и затратно контролировать из-за того, что они небольшие?

– Это неблагодарное занятие. Славы никакой, зато неприятностей хоть отбавляй. Допустим, какому-то центру разрешат выполнять полеты. А что, если он не сможет их контролировать, и пилот левака даст? Были случаи, когда чуть ли не 80 пилотов выловили, которые с липовыми свидетельствами пытались пройти на большие воздушные суда. А идут они как раз через этих пилотов-любителей. Они покупают пилотское свидетельство, приписывают налет, после этого получают свидетельство коммерческого пилота, а летать не умеют. Поэтому и получается, что у пилотов, как правило, нет лицензии на тот вид работ, которым они занимаются. Они делают вид, что катают якобы бесплатно своих товарищей, поскольку формально не имеют права брать деньги. Он может прокатить друзей на собственном вертолете. Если берешь деньги, ты, получается, выполняешь коммерческие работы, тогда будь добр иметь свидетельство эксплуатанта воздушного транспорта, что ты имеешь право эксплуатировать этот самолет и выполнять, например, прогулочные полеты. Получить документы непросто. Поэтому процентов 95 летают совершенно незаконно.

– Из сказанного вами выше можно сделать вывод, что и суда эти никак не проверяются.

– Совершенно верно. Дело в том, что воздушные суда по закону может обслуживать и сам владелец. Но для этого он должен быть обучен в специальном центре и иметь лицензию, что он может обслуживать данный тип самолета и данный тип двигателя. Но если пилотов не учат, то что говорить про механиков, которые хотя бы что-то смыслят в работе машины.

"