Posted 11 апреля 2016,, 15:33

Published 11 апреля 2016,, 15:33

Modified 8 марта, 02:59

Updated 8 марта, 02:59

Поехало…

Поехало…

11 апреля 2016, 15:33
Депутаты всерьез озаботились использованием в коммерческих целях имен и изображений знаменитых россиян. Парламентарии предлагают наложить запрет на рекламное упоминание выдающихся людей. Пока такого запрета не существует. А потому вполне закономерно, что в преддверии Дня космонавтики активизировалась продажа товаров с

В конце прошлой недели представители «Справедливой России» предложили запретить использовать имена и изображения наших выдающихся соотечественников в коммерческих целях. Автор инициативы, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Сердюк констатировал, что в последнее время все чаще появляются сомнительные товары или проводятся рекламные кампании с использованием изображений или имен великих россиян. Чтобы прекратить порочную практику, необходимо составить список так называемых «неприкасаемых» (по выражению парламентария) персоналий, имена и образы которых не должны использоваться недобросовестными коммерсантами.

Однако пока такой закон не принят, имена и изображения выдающихся россиян появляются на самых разнообразных товарах. Так, в преддверии Дня космонавтики всевозможные магазины предлагают приобрести сувенирную продукцию с изображением первого человека в космосе. Например, можно купить пивную кружку с надписью «Поехали!» или стакан для виски «Космический полет». Не говоря уже о многочисленных майках и толстовках с изображением первого космонавта.

Несколько лет назад также можно было приобрести водку «Поехали!», «Gagarin» и «Русские перцы», где на этикетках красовался Юрий Гагарин. А в минувшем году предприимчивый житель Крыма разместил на рекламном баннере фотографию космонавта рядом с призывом пить пиво и покупать раков. Однако после того, как в прошлом году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Юрий Гагарин», право на использование имени которого теперь принадлежит младшей дочери космонавта Галине, размещать где ни попадя изображение первого человека в космосе стало не так просто и совсем не дешево. К слову, Галина Гагарина подала заявку в Роспатент на регистрацию бренда имени своего отца еще в 2011 году. Тогда эксперты оценили его (весьма приблизительно) в миллиард рублей.

Вообще, дочери Юрия Гагарина – Галина и Елена – довольно тщательно отслеживают упоминания имени их отца. В 2007 году они подали в суд на режиссера фильма «Внук Гагарина» Андрея Панина. В результате лента благополучно легла на полку, поскольку публично ее показывать запретили, а наследницы космонавта получили компенсацию за причинение морального вреда. В 2011 году Елена Гагарина вежливо попросила администрацию питерского «Мюзик-холла» переименовать музыкальную постановку для детей «Гагарин», поскольку опасалась, что образ ее отца может быть представлен «не соответствующим действительности». Более того, Елена и Галина Гагарины даже пытались через суд переименовать торговый центр «Гагаринский», но сделать это им не удалось – суд пришел к выводу, что комплекс называется так в честь района Москвы, а не в честь их выдающегося отца.

Зато питерский хоккейный клуб СКА, выигравший в прошлом году Кубок Гагарина, может использовать имя и образ первого человека в космосе вполне легально: добро на это дали наследницы Юрия Гагарина. Теперь в клубных магазинах любой желающий сможет приобрести атрибутику СКА с изображением космонавта.

Кроме того, портреты Юрия Гагарина украсят ракеты-носители, которые стартуют с нового космодрома «Восточный» в этом году. Как говорят в Роскосмосе, изображение нашего космонавта и сопровождающий его слоган «Подними голову!» разрабатывались с целью популяризации космонавтики, а вовсе не для использования в коммерческих целях.

Вопрос о том, чьи имена и изображения уместно использовать в коммерческих целях, а чьи нет, должен решать сам рынок – такого мнения придерживается главный аналитик Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, решать это должны не депутаты и даже не наследники выдающихся россиян: «Рекламные компании должны самостоятельно между собой оговаривать, чье имя можно использовать, а чье – нежелательно. То есть заключать что-то наподобие этического кодекса. Такая практика достаточно широко распространена в различных экономиках». По мнению собеседника «НИ», в противном случае, если позволить депутатам ввести список фамилий, не подлежащих использованию, этот перечень будет очень большим: «Рекламщики сами могут договориться, что использовать изображение Юрия Гагарина как национального символа, например, на бутылках с водкой – неуместно».

"