Posted 9 декабря 2019,, 18:51

Published 9 декабря 2019,, 18:51

Modified 7 марта, 15:34

Updated 7 марта, 15:34

Бывший советник Сергей Желонкин

Скандал в столичном департаменте образования: арестован Сергей Желонкин

9 декабря 2019, 18:51
Бывший советник Сергей Желонкин
Постановлением Басманного суда Москвы, по подозрению в особо крупном мошенничестве арестован сотрудник департамента образования и науки Москвы Сергей Желонкин. Чиновник взят под стражу до 27 января 2020 года.

Ирина Королёва

Пожалуй, это самый крупный скандал не только в департаменте образования и науки, но и во всей московской власти за последние 7 лет. По статье 159, ч. 4 УК РФ, в нарушении которой подозревают советника департамента столичного образования, предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы, а также штраф до 1 млн. рублей.

Но в этой истории самое интересное не столько факт ареста, сколько его громкая огласка. Последний раз такое было в 2012 году, когда Главное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции поймало с поличным двух чиновниц Департамента образования, вымогавших у бизнесмена взятку за заключение госконтракта. Тендер стоимостью 2,7 млн рублей касался оснащения столичных колледжей компьютерами. Тогда была задержана зав.сектором профессионального образования Департамента образования Москвы Елена Парублева.

«НИ» обратились в департамент науки и образования с вопросом, какова была сфера деятельности Сергея Желонкина и является ли он сотрудником департамента. В Управлении по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью ответ согласовывали с самим руководителем – Исааком Калиной, причем в течение всего дня. Тем не менее, этот ответ оказался достаточно лаконичным:

«Сергей Желонкин не является сотрудником Департамента образования и науки города Москвы. Он написал заявление об увольнении по собственному желанию за несколько дней до ареста. Расследование уголовного дела, возбужденного в отношении Сергея Желонкина, связано с его прошлым местом работы и не имеет никакого отношения к его работе в Департаменте образования и науки города Москвы».

Ответ достаточно ожидаемый. Зачем департаменту держать в своих рядах «засветившихся» в уголовном деле людей? Эта схема работает часто: в различных госструктурах чиновники, обвиненные в коррупции, внезапно оказывались уволенными задним числом, за несколько дней до ареста.

Открестились от Желонкина и на другом его месте работы. Помимо должности в департаменте образования и науки чиновник был представителем Департамента образования в Управляющем совете «Измайловской школы №1508». Мы позвонили директору этого образовательного учреждения и поинтересовались, числится ли г-н Желонкин С.А. в УС школы. «Нет, Желонкин в Управляющем совете школы больше не состоит. Раньше он там действительно числился», - заявил директор школы Вадим Меламуд.

Чем же занимался господин Желонкин в Департаменте образования и науки? Его должность называется витиевато: советник отдела экономики Управления экономического анализа Департамента образования. Сферу своей деятельности г-н Желонкин на аттестации обрисовал так: «Занимаюсь подготовкой данных для аттестационных справок… На основе экономического анализа разрабатываю план федеральной статистической отчетности».

Любопытно, что во время этой аттестации, попавшей на видео, чиновник весьма неуверенно отвечает на вопрос о том, какие новые показатели эффективности финансирования ждут московское образование. Так же он признался, что привнес в работу своего участка работы опыт службы в Министерстве обороны. Согласитесь: достаточно сомнительный козырь для человека, который занимается образованием.

Допустим, в Министерстве образования и науки Желонкин никаких злоупотреблений не совершал. Давайте поверим Управлению по связям с общественностью, которое согласовывало свой лаконичный ответ с самим Исааком Калиной. Но в таком случае возникают вопросы к самому Исааку Иосифовичу. Откуда такая кадровая неразборчивость? И с какой стати в ведомство, которое занимается образованием, попадает чиновник из Министерства обороны, который на аттестации, судя по видео, не может внятно ответить ни на один из заданных вопросов? Почему Департамент образования и науки не поинтересовался деятельностью С.Желонкина на предыдущем месте работы? Вопросов к руководителю департамента Исааку Калине возникает достаточно. Ведь в департаменте отвечают за воспитание подрастающего поколения и, по идее, должны подбирать кадры, которые могли бы быть эталоном для детей и подростков.

Кстати, еще один закономерный вопрос: откуда в департаменте образования и науки структуры со столь расплывчатыми названиями – Управление экономического анализа? Прямо как в Министерстве экономического развития. Логично спросить: а не раздут ли штат этого ведомства за счет подразделений, которые имеют к школьному образованию весьма косвенное отношение? Тут помимо кадровой неразборчивости руководителя департамента встает вопрос о его организаторских способностях.

Кстати, негативные сигналы о работе департамента столичного образования поступают в последнее время все чаще. Вот, что недавно заявил журналу «Столичное образование» соавтор Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор Панин: «Руководя Всероссийским обществом защиты прав потребителя в сфере образования, мне приходится сталкиваться с тысячами обращений граждан по вопросам нарушения прав детей на качественное и доступное образование. К сожалению, многие из этих вопросов неотделимы от темы коррупции: это могут быть банальные взятки за устройство детей в детские сады и школы, или поборы на учебники, охрану и бог знает на что ещё. Это фактически покупка дипломов и аттестатов об образовании, что для любой цивилизованной страны является абсолютной дикостью».

Каждый пятый родитель школьника имеет претензии к учебному заведению. Люди недовольны нехваткой преподавателей и качеством оснащенности школ. Таковы неутешительные данные мониторинга РАНХиГС, который проводился в течение четырех лет по заказу правительства.

Данные конкретно по Москве приведены в мониторинге не были. Может, настало время провести отдельное исследование на эту тему?

"