Posted 6 декабря 2021,, 06:54

Published 6 декабря 2021,, 06:54

Modified 7 марта, 13:11

Updated 7 марта, 13:11

"Ужас мой": профессор Юргенсмейер описал религиозный террор в мировом масштабе

"Ужас мой": профессор Юргенсмейер описал религиозный террор в мировом масштабе

6 декабря 2021, 06:54
Книга американского профессора социологии Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (М.: Новое литературное обозрение. Серия «Studia religiosa». Перевод с английского А. Зыгмонта. 2022) представляет собою самое серьезное современное исследование религиозного террора.
Сюжет
Книги

АННА БЕРСЕНЕВА, писатель

Чтобы его проделать, почетный профессор Калифорнийского университета рассмотрел все публичные акты насилия конца ХХ и первых десятилетий XXI века, чье идейное обоснование и организация определялись религией, посетив при этом множество тревожных мест мира. Его собеседниками были руководители палестинской интифады и иудеи-зелоты, сикхские активисты в Индии и буддийские - в Мьянме и Японии, джихадисты на Ближнем Востоке и радикальные христиане в США и Европе.

«Как человек, выросший в набожном окружении среднезападного протестантизма, - пишет Юргенсмейер, - я знал, сколь мощно религия способна преображать человеческий потенциал. Для меня эта ее преображающая способность всегда была чем-то хорошим (и в основном ненасильственным) — как связанная с мотивами личной целостности и социального искупления. Поэтому я ощущаю определенное сродство с нынешними религиозными активистами, для которых религия—это всерьез. Мне захотелось понять: что еще движет теми, кто за это достойное дело не просто сражается, а идет на религиозные теракты? Я задался вопросом, почему их взгляды на религию и участие в общественной жизни приняли такой летальный оборот и почему они нисколько не сомневаются, что вправе сеять разруху и смерть, — и сеют их так жестоко и напоказ».

Необходимо подчеркнуть: руководствуясь безусловной научной добросовестностью, автор не исходит при этом из каких бы то ни было предварительных личных установок, а именно и только делает выводы из полученных сведений.

И первый неутешительный вывод заключается в том, что религиозное насилие не просто проявляется в общественной жизни повсеместно, но и присуще абсолютно всем религиям. Ни одна из них не может считаться совершенно свободной от того, что Юргенсмейер называет кровавым активизмом.

И именно поэтому он не рассматривает свои беседы с представителями такового как самодостаточные, а стремится понять, почему все их чудовищные перфомансы так часто имеют религиозную мотивацию и почему в нынешнем историческом времени их стало так много - достаточно сказать, что в 1980 году в реестре Госдепартамента США среди международных террористических групп практически не было религиозных, а уже к концу XX века с религией были связаны более половины из них.

Безусловная причина этого - в произошедшей вследствие глобализации эрозии прежних общественных авторитетов:

«Поскольку государственные режимы слабеют от постоянных нападок на национальную идентичность и социальный контроль, их легитимность сегодня оспаривают движения, основанные на авторитете религии. <…> Для религии со всеми ее образами и идеями нынешний исторический момент глобальной трансформации оказался благоприятным для возвращения в качестве публичной силы. В тени же религиозных нестроений и возможностей для возрождения религии в политической сфере скрываются, как я полагаю, едва ли не повсеместное обесценивание светских источников авторитета и потребность в альтернативных идеологиях общественного порядка. В этом, возможно, и состоит исторический парадокс, наглядно представленный в нынешних терактах: ответы на вопросы о том, почему современный мир по-прежнему нуждается в религии и почему он содрогается от публичных актов насилия, — это один и тот же ответ».

Однако Юргенсмейер не ограничивается тем, чтобы объяснить религиозный терроризм одним лишь постмодернистским разочарованием в ценностях секулярного общества, в котором «вместо богословия и церкви критериями истины и социальной идентичности стали научное мышление и нравственные посылки светского общественного договора».

В центре его размышлений - вопрос о том, является ли религиозный терроризм лишь следствием определенного сплетения социально-политических предпосылок и человеческих амбиций, или же в самой религии, как исторической, так и современной, есть нечто такое, что «проистекает из самого ее сердца» и либо с неизбежностью ведет к насилию, либо, как минимум, «делает ее столь привлекательной завесой для корыстных чаяний властолюбцев».

Юргейнсмейер обозначает свою позицию в этом вопросе как срединную. Религия, согласно его выводам, не причина насилия, однако между ними есть некий зловещий магнетизм и странное взаимное притяжение. Отнюдь не случайно, по его мнению, религия играет столь важную роль в терактах вроде атаки 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Она «дает убийству моральное обоснование и облекает его в образы космической войны, которые позволяют активистам мыслить себя проводниками «высшего замысла». Это не означает, что религия порождает насилие, — в этом обыкновенно виноваты социальные и политические проблемы, — однако в ней действительно есть символы и традиции, связанные с пролитием крови и даже катастрофическими актами терроризма. <…>

Начиная с библейских войн и заканчивая авантюрами Крестовых походов и великими жертвами мучеников, насилие сопутствовало религии как ее тень, расцвечивая самые мрачные и таинственные религиозные символы. Та власть над воображением, какой обладает религия, всегда оттенялась образами смерти.

Знакомые нам религиозные образы противостояния и преображения — то есть понятия космической войны—прилагаются к посюсторонним социальным конфликтам. Следствием же того, что эти космические битвы переносятся в мир людей, становятся реальные акты насилия. Меня озадачивает не то, почему зло творят люди скверные, а почему его творят те, кого в иных обстоятельствах мы бы назвали «хорошими»,—в случае с религиозным терроризмом это благочестивые верующие, искренне преданные моральному видению мира».

И вот здесь в исследовании Юргенсмейера появляется важный поворот: оно принципиально отличается от исследования природы зла в человеке, которым занимались великие авторы мировой литературы. (Имя Достоевского приходит на ум в первую очередь, и, вероятно, не только русскому читателю). Юргенсмейер же сосредоточивается лишь на культурных контекстах, порожденных актами религиозного насилия, на связанных с ними идеях и на сообществах, которые поддерживают террористов. Причем он делает это принципиально - чтобы не позволить себе подчиниться логике, согласно которой «терроризм существует потому, что есть террористы, и стоит нам только от них избавиться, как мир сразу вздохнет с облечением». Однако есть изъян и в полном освобождении от этой логики - во всяком случае, от первой ее составляющей, касающейся природы зла в человеке. Без фокусирования на этом любое исследование выглядит не только не полным, но и не сущностным.

Естественно, что, рассматривая в конце своей книги несколько возможных сценариев избавления от терроризма, Юргенсмейер крайне скептически относится к возможности его силового сдерживания. Попытки такового, предпринятые США в Ираке и Афганистане, в самом деле трудно считать вполне успешными. Однако и возможность преодолеть терроризм за счет его десакрализации - когда религиозная составляющая изымается из политики и возвращается лишь в сферу нравственности и метафизики, - исследователь считает маловероятной:

«Едва ли многие религиозные активисты захотят вернуться в то время, когда на публичной арене господствовали светские власти, а религии запирались в четырех стенах церквей, мечетей, храмов и синагог. Для большинства активистов социальные проявления космического противостояния обретаются в самом сердце веры, так что они мечтают вернуть религии ее «законное место» в центре общественного сознания».

Но что же, в таком случае, делать? Юргенсмейер считает, что эффективный способ борьбы с религиозным терроризмом таков:

«Религия одухотворяет жизнь общества и служит ему нравственным ориентиром. В то же время ей необходима толика рациональности и «честной игры», привитых ценностями Просвещения гражданскому обществу. Исходя из этого, конец религиозному насилию можно положить, лишь примирив между собою две вещи—некую умеренность в плане религиозного пыла и признание религии в качестве силы, возвышающей в жизни общества духовные и нравственные ценности. Еще один парадокс: исцелить религиозное насилие в конечном счете можно, только вернув самой религии подобающее ей уважение».

Юргенсмейер, проделавший фундаментальную - не говоря уже о том, что сопряженную с огромным риском для его жизни, - работу, имеет право на собственные выводы. Однако кто взвесит вожделенную «толику» и где баланс между уважением общества к религии и ее усилением, подавляющим все столь нелегко приобретенные в ходе многовекового социального развития общественные институты, а потому для современного общества неприемлемым? Страны, в которых таковой баланс соблюдается, немногочисленны и, как правило, не являются источниками терроризма. Те же сообщества, из которых религиозный терроризм обычно исходит, совершенно не готовы к умеренности религиозного пыла и вряд ли удовлетворятся тем, чтобы, вместо доминирующей и всеобъемлющей, роль религии свелась «всего лишь» к духовно и нравственно возвышающей.

Вероятно, единственное, что можно считать бесспорным по отношению к книге Марка Юргенсмейера: она ценна не рецептами, а честностью и безупречностью исследования.

"