Posted 4 апреля 2016,, 21:00

Published 4 апреля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:03

Updated 8 марта, 03:03

Чужие пациенты

4 апреля 2016, 21:00
На сегодняшний день число ВИЧ-положительных россиян превышает миллион человек. Об этом в марте напомнила вице-премьер РФ Ольга Голодец. При этом множество инфицированных россиян сталкиваются с отказом в лечении, если у них нет постоянной регистрации. Они вынуждены судиться с департаментами здравоохранения и подавать жа

Сейчас ВИЧ-положительный юрист Вячеслав К., о котором неоднократно рассказывали «НИ», готовит жалобу в Европейский суд по правам человека. В январе 2015 года сибиряка отказались лечить в СПИД-центре Москвы из-за отсутствия постоянной прописки. Судебные тяжбы ни к чему не привели, и Вячеслава буквально вынудили улететь в родной Новосибирск за необходимыми лекарствами, хотя он 10 лет прожил и проработал в Москве и имел временную регистрацию. Столичный департамент здравоохранения указывал, что бюджет рассчитан только на москвичей, а гости столицы в нем не предусмотрены. Приезжих пациентов обнадеживают тем, что они всегда могут получить нужные медикаменты, попав в больницу по скорой помощи.

«Тверской суд встал на сторону Депздрава, Мосгорсуд – тоже. Вот теперь вся надежда на ЕСПЧ. Почему мы должны быть ущемлены в правах? Мы такие же граждане России. Помощь ВИЧ-положительным гражданам не должна оказываться исходя из привязки к региону рождения», – отмечает Вячеслав К.

Пока жалобу в ЕСПЧ Вячеслав составляет только от своего имени, однако в подобной ситуации оказывается множество людей. Чаще всего они не идут в суд, а пытаются получить заветную регистрацию. По официальной статистике, в прошлом году необходимое антиретровирусное лечение получили лишь 37% россиян, живущих с ВИЧ. «Один из пациентов уже не мог больше обходиться без лечения, а потому купил долю в квартире в Москве. Заплатил несколько сотен тысяч, взял кредит в банке, влез в долговую кабалу, чтобы, по сути, купить себе «бесплатное» лечение, – рассказал «НИ» активист движения «Пациентский контроль» Александр Ездаков. «Еще одной ВИЧ-инфицированной помогла подруга, зарегистрировала ее в квартире, без права на жилье, конечно. У женщины сильно ухудшилось состояние, ждать она больше не могла. В родном городе работы нет, а в Москве все сложилось. И таким образом многие выкручиваются, но это же не решение вопроса», – отметил «НИ» Александр Ездаков.

Единственное исключение СПИД-центр в Москве делает для беременных женщин. «Но принимают их только на то время, пока женщина не родит. Когда она беременная, ей дают либо профилактику, либо лечение, – рассказал «НИ» Александр Ездаков. – Но после родов женщину прекращают лечить, машут рукой и говорят «до свидания». И в таких случаях есть большой шанс получить резистентность к препаратам».

Уже второй месяц активисты отстаивают права ВИЧ-инфицированного ребенка, который не получает пенсию по инвалидности. А его матери отказываются оформлять пособие по уходу за младенцем. Дело в том, что у них нет регистрации и жилья на территории России. А значит, и выплаты им не положены. Именно такой ответ прислали из Пенсионного фонда. Из-за отсутствия все той же регистрации ВИЧ-инфицированная женщина, проживающая в социальном приюте в Подмосковье, уже год не может получать необходимые лекарства. Ребенка, в отличие от матери, лечат – но на этом помощь заканчивается.

«ВИЧ-инфицированный ребенок приравнен к детям-инвалидам. И ему положено социальное и пенсионное обеспечение. Но он ничего не получает, – рассказала «НИ» активистка организаций, работающих с бездомными людьми, Елена Петровская. – Мама с ребенком проживают в приюте, который не может дать временную регистрацию. Проблем с гражданством у них нет. Но Пенсионный фонд предоставил только единовременную выплату, а остальное отказался оформлять, требуя вообще постоянную регистрацию».

Такие проблемные ситуации сами пациенты и общественники пытаются решать через Минздрав РФ. И если там не удается найти отклика, то обращаются с жалобой в суд.

"