Рус
Eng
«Нельзя бить искусство по рукам»

«Нельзя бить искусство по рукам»

5 марта 2015, 00:00
Общество
Ирина Григорян, Елена Милиенко
Вчера в мировом суде Центрального района Новосибирска состоялось первое заседание по нашумевшему делу о постановке знаменитой оперы Вагнера «Тангейзер», на которую в прокуратуру пожаловался митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. В конце февраля областная прокуратура возбудила административное дело в отношении дирек

Первое судебное заседание, связанное с постановкой «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, было назначено на среду на 9.00 утра. Однако началось заседание лишь спустя полчаса, так как адвокат обвиняемых Сергей Бадамшин попросил дать ему время, чтобы ознакомиться с новыми, приобщенными к делу материалами – дисками с рекламным видео оперы и афишами, а также с заключением доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова, который, проанализировав афиши, буклеты и центральный образ постановки, пришел к неутешительному выводу, что в спектакле умышленно осквернен образ Христа, неуместно и искаженно употреблены эмблемы мировоззренческой символики.

Однако обвиняемая сторона признала сделанный вывод поспешным, призвав проникнуться сутью представленных образов, а не цепляться к материалистическим деталям. Как сказал в суде адвокат Сергей Бадамшин: «Образ Тангейзера и Иисуса Христа в данной опере – это образы рыцарей. Если вы обратите внимание на форму меча любого рыцаря – это крест. Если вы будете продолжать со мной спорить, я предлагаю вам дискуссию с искусствоведами и религиоведами, вы проиграете. Образ рыцаря и образ Христа, всегда рядом переплетенные, шли рука об руку на протяжении всего творчества Средневековья». Следует также отметить, что обвинение действительно было сделано без каких-либо профессиональных искусствоведческих экспертиз, а представитель обвинения, заместитель прокурора Новосибирска, Игорь Стасюлис и вовсе не смотрел постановку лично, однако выступал с резкими критическими заявлениями.

В результате адвокат Сергей Бадамшин настоял на переносе рассмотрения дела на неделю и предложил вызвать свидетелей – режиссера и актеров. «Вагнера допросить, к сожалению, не получится, как прокурору бы хотелось», – добавил адвокат. Рассмотрение дела перенесли на 10 марта.

Свое мнение о сложившейся ситуации «НИ» высказал художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский: «У нас светское государство, и конфликты между обществом и церковью неминуемы, они происходили и будут происходить. Другое дело, что искусство – оно свободно, оно не подчиняется никаким чиновничьим взглядам. А в данном случае мнению священника. Наскоки на искусство всегда были. Но театр – совсем другой храм. Это храм искусства, храм свободомыслия, вольнолюбия. Если говорить о русской православной церкви, то ее фундаментальные ценности – это человечность, защита униженных и оскорбленных. Вот это самое существенное. И религия должна и может вдохновлять художников на эту человечность. И ни в коем случае религия не должна требовать применять цензуру или какие-то полицейские меры против свободного мастера или свободного художника».

Напомним, 24 февраля директор оперного театра Борис Мездрич и режиссер-постановщик Борис Кулябин были обвинены в «умышленном публичном осквернении религиозной литературы». Оскорбленная «общественность» во главе с митрополитом Тихоном настаивает на своей позиции, однако знаменитые деятели культуры призывают посмотреть на вещи с иной стороны.

За создателей «Тангейзера» вступились многие знаменитые представители мира культуры – Евгений Миронов, Александр Калягин, а Олег Табаков напомнил о свободе творчества и призвал остановить травлю: «У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем – в этом заблуждении – поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах», – сказал худрук МХТ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter