Posted 4 сентября 2019, 15:50
Published 4 сентября 2019, 15:50
Modified 7 марта, 15:27
Updated 7 марта, 15:27
Предварительные оценки роста цен звучали уже неоднократно: Владимир Путин во время прямой линии в июне говорил о росте на 10%, буквально на днях Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) спрогнозировала рост цен по итогам года на 9% - 10%. То есть факт подорожания налицо, и в нём никто не сомневается. Только Федеральная антимонопольная служба на ВЭФ обещала разобраться с ценами и проверить компании на предмет сговора, как будто раньше ничего и не знали о росте цен.
Сами авиакомпании и эксперты называют одну главную причину: подорожавшее топливо. Да, от этого страдают не только автомобилисты, но и авиакомпании вместе с пассажирами. Но в 2019 году цены на керосин достаточно стабильны: прибавка находится в пределах 1,5% - 2%, хотя прошлом году авиационное топливо подорожало сразу на 30%. Но это не помешало ФАС в конце прошлого года заявить, что топливо в период 2016 - 2018 гг дорожает темпами, близкими к инфляции…
Оценка АЭВТ иная: реальные цены росли в среднем в три раза быстрее инфляции. Официальные данные ФАС создают красивую картинку, но крайне далеки от реальности. А авиакомпании в прошлом году на топливо потратили на 68 млрд. рублей больше, чем в позапрошлом.
Сама по себе проблема дорожающего топлива не нова: правительство регулярно вводит различные меры по сдерживанию цен. С бензином это ещё иногда работает: нефтяники получают от государства компенсацию разницы экспортных (более высоких) и внутренних цен на топливо, нефтеперерабатывающие заводы, переходящие на производство более качественного и экологически чистого топлива получают возврат акцизов, свои льготы получают проблемные месторождения нефти, а вчера правительство поручило ВЭБ и Центробанку проработать механизм предоставления льготных кредитов в валюте под 2% - 3% годовых (обычный бизнес и простые люди такие низкие ставки видят только в снах) для освоение арктического шельфа.
В общем, программа поддержки добычи и переработки более чем обширная. Однако это не спасает от подорожания авиакеросина. Здесь могла бы помочь компенсация, которую платит государство авиакомпаниям (в этом году государство компенсирует авиакомпаниям 75% разницы между стоимостью керосина на экспортном рынке и фиксированной ставкой в 48 300 рублей за 1 тонну). Но 48 300 рублей за тонну – это такая высокая ставка, что авиакомпании в итоге не получают ничего. В июле экспортная цена керосина в среднем составляла 42 300 рублей за тонну, а 48 300 рублей в этом году не достигались ни разу.
Формально поддержка от Минфина есть, но фактически она не работает и не помогает сдержать цены на топливо. В итоге государство тратит колоссальные средства на поддержку нефтяников (только компенсация разницы экспортных и внутренних цен на топливо обойдётся в этом году в 190 млрд. рублей), но это не помогает сдерживать цены. Так не пора ли пересмотреть механизмы контроля за ценами... тем более, что прошлый год был отмечен рекордными прибылями нефтяников, а большинство из этих компаний – государственные?